Особенности творческой деятельности детей среднего школьного возраста

Страница 1

Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческость [49].

Мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развить в себе творческость [52]. Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире — это, собственно, и есть, с нашей точки зрения, проявление творческости, проявление своей неповторимости, уникальности. Выражение собственной уникальности через творческость, таким образом, непосредственно связано с переживанием своего соответствия жизни, с переживанием ее осмысленности [9].

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность является проблемой для большинства людей. Люди действуют по заранее заданным программам, схемам, шаблонам. Такая «запрограммированность» поведения приводит к переживанию бессмысленности своего существования, чувства протеста против требований общества, которое не позволяет отклоняться от принятых норм [20].

Потребность в самовыражении является одной из основных для человека [29]. Но, как и всякая другая потребность, она нуждается в адекватных способах удовлетворения и реализации. А для человека адекватными формами удовлетворения потребности являются культурно выработанные средства. Парадоксом творческого самовыражения является то, что для его осуществления абсолютно необходимо овладение культурными нормами. С одной стороны, овладение этим является для общества гарантией того, что творческое самовыражение будет осуществляться в определенных культурно заданных рамках, не принося обществу вреда и не разрушая его основ. С другой стороны, культурно выработанные средства представляют собой материал, используемый в творческом самовыражении. Если усвоением культурно заданных образцов процесс личностного развития завершается, то это ведет к тупику — к омертвению, стереотипизации, шаблону. Если же это усвоение является лишь этапом развития, за которым следует свободное и гибкое творческое использование средств для выражения собственной индивидуальности, то оно открывает практически безграничные возможности для личностного роста [21].

Одни из первых культурно выработанных средств самовыражения, которыми овладевает ребенок, относятся к сфере чувств. Собственно говоря, выражение себя и есть не что иное, как выражение своих чувств, относящихся к какому-либо событию, какой-либо ситуации. Человеческие чувства представляют собой субъективную оценку объективных событий. Всякая реакция человека на жизненные события эмоционально окрашена, и именно эта эмоциональная окрашенность и делает реакции индивидуальными: не будь этой эмоциональной окрашенности реакций, не было бы и собственно переживания и реакции человека ничем не отличались бы от реакций запрограммированного компьютера. Но переживание чувства и его выражение — разные вещи. Для того чтобы выражение чувства могло быть проявлением истинной индивидуальности человека, оно должно быть адекватным, т. е. соответствовать ситуации и в первую очередь — самому чувству. А именно этого зачастую и не происходит в результате того обучения, которому мы подвергаемся. Такое несовпадение между испытываемым чувством и его выражением часто лежит в основе внутренних конфликтов; недаром в разных психотерапевтических направлениях особое внимание обращается на распознавание человеком своих собственных чувств и их выражение [43].

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Импотенция
Психогенная импотенция в большинстве случаев не является сексуальным нарушением в собственном смысле слова: ведь не нарушена ни сексуальная сторона сама по себе, ни строение гениталий. Временную импотенцию даже скорее следует считать норм ...

Пограничные психические расстройства: современное состояние проблемы
Поиск универсальной модели, объясняющей причины возникновения и характер течения пограничных психических расстройств, привел к появлению разнообразных концепций, многие из которых стали неотъемлемым элементом современной культуры. Так, З. ...

Логопедическое обследование детей с задержкой речи
Задача логопеда состоит в том, чтобы с помощью наиболее простых и компактных приемов быстро и правильно определить уровень речевого развития и особенности речевого дефекта обследуемого и решить вопрос о том, в какую группу должен быть зач ...