Но не только "слишком много" консультативных встреч с родителями кажутся мне проблематичным. Я скептически отношусь также и к принятой в классическом психоанализе практике разделения работы с ребенком и с родителями, особенно если я думаю о своих собственных детях. Если предположить, что им была бы нужна психотерапия, то я во всяком случае по меньшей мере попытался бы каким-то образом поговорить с психотерапевтом. Для меня как родителя было бы неприемлемо отправить ребенка к какому-то специалисту, которого я сам лично не знаю и которого я не имел возможности выбрать сам. Эту естественную и, как мне кажется, нормальную и здоровую потребность родителей необходимо учитывать, работая с ребенком. Позиция классического психоанализа напоминает отчасти порядок в детских больницах прежних лет, когда частые посещения родителей, в основном, были ограничены.
В то же время все эти годы у меня постоянно проходили психотерапию дети, с родителями которых я по разным причинам не мог параллельно проводить консультации. И в этом случае я не был доволен результатами психотерапии. Часто детям не хотелось приходить на психотерапевтические занятия. В отличие от них как правило охотно приходили дети тех родителей, которые стремились хотя бы изредка по возможности переговорить со мной и которые ценили такие встречи.
Сочетание одним специалистом сбора анамнеза и проведения сопровождающих психотерапию консультаций родителей определяется позицией учреждения. В результате психотерапия начинается с различных стартовых условий. В консультативных психологических центрах первичное диагностическое обследование с проведением соответствующих тестов и сбором анамнеза обычно проводится другими специалистами, чем сама психотерапия. В рамках частной практики диагностическое обследование и психотерапия чаще проводятся одним и тем же специалистом. В последнем случае сбор анамнеза, с психодинамической точки зрения, уже можно считать первой консультативной встречей с родителями. При разделении диагностики и психотерапии важно, чтобы проводящий сбор анамнеза специалист был более осторожен и сдержан в плане формирования позитивного переноса у родителей, дабы не осложнять последующую передачу функции консультирования другому коллеге.
Перед нами встает дилемма, как лучше работать с ребенком. С одной стороны, по теоретическим соображениям, выбор психотерапевта должен определяться потребностями ребенка и учитывать выбор подходящей психотерапевтической методики. С другой стороны, я постоянно сталкиваюсь с тем, сколь большое значение имеет привязанность ребенка к определенному психотерапевту. Сам я придерживаюсь мнения, что стабильная связь с психотерапевтом в большинстве случаев более важна для ребенка, чем возможная смена психотерапевтов, обусловленная требованиями определенного метода психотерапии.
Для формирования доверительных отношений между родителями и психотерапевтом важно, кто из занятых в учреждении специалистов возьмет на себя работу с семьей. Особенно это касается крупных консультационно-психологических центров. Казалось бы, что, с профессиональной точки зрения, лучше, чтобы сложными проблемами ребенка занимались несколько специалистов или даже группа сотрудников. Однако многие родители чувствуют себя при этом скорее неуверенно, чем это могло бы их успокоить. Большинство людей хотели бы больше доверительности и "интимности" в отношении с одним постоянным специалистом, а не анонимных встреч с неизвестной группой сотрудников.
Что должно входить в сбор анамнеза?
Для освоения техники сбора анамнеза необходимо пройти соответствующее обучение на специальных семинарах. Сбор анамнеза для взрослых пациентов описывается в книгах Аннемарии Дюрссен "Биографический анамнез" (1) и Петера Остена "Анамнез в психотерапии. Интегративная концепция" (2). К сожалению, хорошие учебные пособия по сбору анамнеза в работе с детьми и их родителями мне не известны.
Другие статьи:
Теория структурного баланса Ф. Хайдера
Теория структурного баланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии.
Автор теории – Ф. ...
Психопатологические синдромы у детей дошкольного возраста, способы их
коррекции. Ранний детский аутизм.
Детские расстройства, охватывающие период от рождения до 16-летнего возраста, не всегда распознаются в момент своего возникновения. Это можно обьяснить тем, что дети не столь глубоко проникают в свое собственное психическое функционирова ...
Этапы исследования
Таким образом, наше эмпирическое исследование складывалось из четырех этапов.
этап. Анализ научной литературы зарубежных и отечественных авторов.
этап. Построение методической базы исследования. На этом этапе нами проводилась операциона ...

