Заключение

Рассмотрев и изучив основные этапы развития учения о слабоумии и различные взгляды на эту проблему умственной отсталости, становится ясно, что проблема слабоумия привлекает внимание на протяжении долгого времени врачей, педагогов. Решаются вопросы исследования слабоумия.

Среди разнообразия исследования слабоумия выделяются основные аспекты этих исследований:

1.

- медико-клинический

- основывается на знании этиологии умственной отсталости. Рассматриваются анатомо-физиологические и генетические нарушения, приводящие к нарушениям интеллекта.

Этот аспект в наше время – менее разработанный. В этом учении о слабоумии мы видим различные концепции в понимании патогенеза слабоумия: концепции дегенеративности

(Б.Морель), эндокринологические, генетические, соматические

(Э.Крепелин) и нейрофизиологические

(Д.Бурневиль, Азбукин).

2.

- психологический

- рассматривает картину психической деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями, состояние эмоциональной сферы и личности в целом; исследуется психологические симптомы отдельных форм слабоумия.

Здесь такие концепции:

· Интеллектуалистическая. Умственная отсталость видится в недостатке интеллекта (Платтер, Санте де Санктис А.Бине, Симон).

· Аффективная. Нарушение аффективной стороны считается основным симптомом слабоумия (Пинель).

· Психометрическая. Умственная отсталость видится как количественное отставание умственного развития и всех способностей. Основным критерием диагностики умственной отсталости является интеллектуальный коэффициент, устанавливаемый методом психометрического тестирования.

· Концепция статистического понимания характера дефекта. Это значит то, что умственная отсталость – это состояние, не поддающееся коррекции.

· Концепция динамического подхода к пониманию структуры дефекта и перспектив развития умственно отсталых. Этой концепции придерживаются все отечественные дефектологи.

Утверждается, что умственная отсталость – это форма патологического развития, затрагивающее познавательные, эмоционально – волевые стороны психической деятельности и личности в целом (Л.С.Выготский, Певзнер, Сухарева, Азбукин).

Педагогический - исследует и организует педагогические принципы, методы и формы коррекции, обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

В последние десятилетия в этом направлении складывается концепция обучения лиц более старшего (послешкольного) возраста, т.е. взрослых с различными степенями нарушения интеллекта.

Эти аспекты в изучении слабоумия разрабатываются вместе, взаимодополняют друг друга.

Еще не в одной стране не разработана такая классификация, которая бы учитывала все компоненты, составляющие типологическую картину слабоумия. Еще не одна из классификаций не признана и поэтому до сих пор продолжаются поиски все новых и новых принципов и критериев для подобных классификаций. Но в науке идет прогресс, нет застоя, происходит совершенствование и углубление известного. Появление нового в учении о слабоумии – новый успех всех наук, занимающихся исследованием слабоумия.

Другие статьи:

Функции и свойства этнических стереотипов
Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой ко ...

Понятие мотивации в современной психологии
Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для представителей профессии так наз ...

Психологическая мысль в России в 18 веке
Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Навряд ли они были результатом размышлений; скорее так верилось (а значит, виделось) и не подвергалось сомнению. ...