Заключение

Рассмотрев и изучив основные этапы развития учения о слабоумии и различные взгляды на эту проблему умственной отсталости, становится ясно, что проблема слабоумия привлекает внимание на протяжении долгого времени врачей, педагогов. Решаются вопросы исследования слабоумия.

Среди разнообразия исследования слабоумия выделяются основные аспекты этих исследований:

1.

- медико-клинический

- основывается на знании этиологии умственной отсталости. Рассматриваются анатомо-физиологические и генетические нарушения, приводящие к нарушениям интеллекта.

Этот аспект в наше время – менее разработанный. В этом учении о слабоумии мы видим различные концепции в понимании патогенеза слабоумия: концепции дегенеративности

(Б.Морель), эндокринологические, генетические, соматические

(Э.Крепелин) и нейрофизиологические

(Д.Бурневиль, Азбукин).

2.

- психологический

- рассматривает картину психической деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями, состояние эмоциональной сферы и личности в целом; исследуется психологические симптомы отдельных форм слабоумия.

Здесь такие концепции:

· Интеллектуалистическая. Умственная отсталость видится в недостатке интеллекта (Платтер, Санте де Санктис А.Бине, Симон).

· Аффективная. Нарушение аффективной стороны считается основным симптомом слабоумия (Пинель).

· Психометрическая. Умственная отсталость видится как количественное отставание умственного развития и всех способностей. Основным критерием диагностики умственной отсталости является интеллектуальный коэффициент, устанавливаемый методом психометрического тестирования.

· Концепция статистического понимания характера дефекта. Это значит то, что умственная отсталость – это состояние, не поддающееся коррекции.

· Концепция динамического подхода к пониманию структуры дефекта и перспектив развития умственно отсталых. Этой концепции придерживаются все отечественные дефектологи.

Утверждается, что умственная отсталость – это форма патологического развития, затрагивающее познавательные, эмоционально – волевые стороны психической деятельности и личности в целом (Л.С.Выготский, Певзнер, Сухарева, Азбукин).

Педагогический - исследует и организует педагогические принципы, методы и формы коррекции, обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

В последние десятилетия в этом направлении складывается концепция обучения лиц более старшего (послешкольного) возраста, т.е. взрослых с различными степенями нарушения интеллекта.

Эти аспекты в изучении слабоумия разрабатываются вместе, взаимодополняют друг друга.

Еще не в одной стране не разработана такая классификация, которая бы учитывала все компоненты, составляющие типологическую картину слабоумия. Еще не одна из классификаций не признана и поэтому до сих пор продолжаются поиски все новых и новых принципов и критериев для подобных классификаций. Но в науке идет прогресс, нет застоя, происходит совершенствование и углубление известного. Появление нового в учении о слабоумии – новый успех всех наук, занимающихся исследованием слабоумия.

Другие статьи:

Взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства
Каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике, то есть в развитии. Поэтому можно сказать, что у него есть прошлое и будущее. Будущее неразрывно связано с нашими стремлениями и целью, тогда как прошлое указывает на характер неполн ...

Клинические исследования
Большинство публикаций, посвященных новым подходам в понимании и лечении расстройств личности, имеют теоретическую или клиническую основу, и исследование эффективности когнитивно-поведенческого лечения этих расстройств только начинается ( ...

Характеристика свойств внимания
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Устойчив ...