Заключение

Рассмотрев и изучив основные этапы развития учения о слабоумии и различные взгляды на эту проблему умственной отсталости, становится ясно, что проблема слабоумия привлекает внимание на протяжении долгого времени врачей, педагогов. Решаются вопросы исследования слабоумия.

Среди разнообразия исследования слабоумия выделяются основные аспекты этих исследований:

1.

- медико-клинический

- основывается на знании этиологии умственной отсталости. Рассматриваются анатомо-физиологические и генетические нарушения, приводящие к нарушениям интеллекта.

Этот аспект в наше время – менее разработанный. В этом учении о слабоумии мы видим различные концепции в понимании патогенеза слабоумия: концепции дегенеративности

(Б.Морель), эндокринологические, генетические, соматические

(Э.Крепелин) и нейрофизиологические

(Д.Бурневиль, Азбукин).

2.

- психологический

- рассматривает картину психической деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями, состояние эмоциональной сферы и личности в целом; исследуется психологические симптомы отдельных форм слабоумия.

Здесь такие концепции:

· Интеллектуалистическая. Умственная отсталость видится в недостатке интеллекта (Платтер, Санте де Санктис А.Бине, Симон).

· Аффективная. Нарушение аффективной стороны считается основным симптомом слабоумия (Пинель).

· Психометрическая. Умственная отсталость видится как количественное отставание умственного развития и всех способностей. Основным критерием диагностики умственной отсталости является интеллектуальный коэффициент, устанавливаемый методом психометрического тестирования.

· Концепция статистического понимания характера дефекта. Это значит то, что умственная отсталость – это состояние, не поддающееся коррекции.

· Концепция динамического подхода к пониманию структуры дефекта и перспектив развития умственно отсталых. Этой концепции придерживаются все отечественные дефектологи.

Утверждается, что умственная отсталость – это форма патологического развития, затрагивающее познавательные, эмоционально – волевые стороны психической деятельности и личности в целом (Л.С.Выготский, Певзнер, Сухарева, Азбукин).

Педагогический - исследует и организует педагогические принципы, методы и формы коррекции, обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

В последние десятилетия в этом направлении складывается концепция обучения лиц более старшего (послешкольного) возраста, т.е. взрослых с различными степенями нарушения интеллекта.

Эти аспекты в изучении слабоумия разрабатываются вместе, взаимодополняют друг друга.

Еще не в одной стране не разработана такая классификация, которая бы учитывала все компоненты, составляющие типологическую картину слабоумия. Еще не одна из классификаций не признана и поэтому до сих пор продолжаются поиски все новых и новых принципов и критериев для подобных классификаций. Но в науке идет прогресс, нет застоя, происходит совершенствование и углубление известного. Появление нового в учении о слабоумии – новый успех всех наук, занимающихся исследованием слабоумия.

Другие статьи:

Базы и методы исследования
В данной работе было проведено исследование мотивационных и коммуникативных особенностей, людей занимающихся сетевым маркетингом и людей занимающихся традиционным бизнесом, с целью их сопоставления. Эмпирическое исследование проводилось с ...

Теоретическое осмысление
Исследованиям ПРЛ посвящено множество книг и статей. Безусловно, большинство этих работ было основано на теории объектных отношений или на других современных психоаналитических подходах. К сожалению, понятия, используемые в этих исследова ...

Коллективный труд
Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда . При исследовании истории возникновения и развития психики выявляется тот капитальный факт, что возникновение и развитие психики имеет в ...