Отношение к слабоумным и развитие учения о слабоумии с древности и средние века

Психология: Статьи и материалы » История становления учения по проблеме "умственная отсталость" » Отношение к слабоумным и развитие учения о слабоумии с древности и средние века

Еще с древнейших времен в обществе существовали аномальные люди. Вплоть до 6 в.до н.э. еще не было научного объяснения психической деятельности. Отношение к таким людям на протяжении веков тоже было разным.

Существуют данные о первобытном обществе

, где слабые и не участвующие в процессе добывания пищи люди, погибали, либо их убивали.

В Древней Греции

(особенно в Спарте), где много столетий создавался культ здорового тела, люди, и в первую очередь дети, имеющие ярко выраженные физические отклонения от нормы, просто уничтожались.

В

Древнем Риме

тоже происходило детоубийство детей – уродов, причем это считалось нормально. Римский философ Сенека высказывал по этому поводу, что убивая детей, которые появились на свет хилыми и безобразными, мы таким образом отделяем негодное от здорового. Такое же отношение к аномальным детям было и в Индиидо 19века. Детей – уродов оставляли в джунглях на произвол судьбы. Однако общество еще и находило выгоду от существования слабоумных. «Дураков» держали на богатых дворах для потехи гостей и хозяев. Либо слабоумных при монастырях обучали просить милостыню, что шло на пользу церкви.

Начиная с 6в.до н.э.

появляются первые попытки найти естественное объяснение психическим заболеваниям. Это период формирования древней греко – римской медицины. Это Пифагор

(6в.до н.э.), Гиппократ

(5-4в.до н.э.), Герофил

(4в. До н.э.). Они создали и в дальнейшем развивали «мозговую теорию». С деятельностью мозга они связывали не только рассудок, эмоции, но и считали мозг главным органом нервной системы. Также они считали возможным определять степень развития ума и способностей по площади поверхности мозга, разнообразию и глубине мозговых извилин.

В период раннего и позднего средневековья (5 – 14в.)

на пути развития науки и культуры встала церковь, религиозная идеология, подавлявшая свободную мысль и преследовавшая научные знания. Уничтожается и древнее естественное объяснение психической деятельности человека. Начинается время демонологической трактовки нарушений психической деятельности. Появляются и различные религиозные воззрения

на слабоумных людей. Одни религии считают слабоумных «детьми бога»,

а другие (в основном католическая религия) – «детьми дьявола».

Душевные заболевания рассматриваются как одержимость злым духом. Начинается период расправ над ведьмами. Многие душевнобольные заканчивали жизнь на кострах инквизиции, будучи отнесены к «одержимым нечистой силой или злым духом». По всей Европе пылали костры, в которые бросали стариков, детей и женщин, чье поведение было ненормальным из-за душевных болезней. Также уничтожались и врачи.

А вот в славянских государствах на слабоумных (юродивых) смотрели как на «божьих людей», окружая их ореолом святости. Православная церковь оправдывала существование детей – идиотов и калек божьей волей, побуждая людей творить милостыню во имя бога, якобы эта милость нужна аномальным детям. Но на самом деле эти пожертвования не доходили до аномальных лиц.

Несмотря на все сложности того времени происходило развитие тенденций, которые все более укреплялись во взглядах врачей и ученых. Наука боролась с церковью, что дало развитие научных знаний. Поднимая архивы древних греков и римлян теологи стали признавать роль мозга в происхождении помешательств. Ученые стали посещать монастыри и тюрьмы, где находились душевнобольные и наблюдать за ними. Врачи стремились понять душевный мир психически больных и слабоумных.

Профессор медицины Б.Ф.Платтер (16 – 17в.)

наблюдая за аномальными людьми, был одним из первых психиатров, кто дал первую классификацию душевнобольных.

В основу своей классификации он положил признаки, характеризующие различные нарушения интеллекта, эмоций и физического состояния человека. Все симптомы Б.Ф.Платтер связал с анатомо-физиологической этиологией – это травмы головы, наследственность, отравления наркотиками, старость и другие факторы. Он также был первым психиатром, выделившим среди душевных заболеваний форму, характеризующуюся стойким нарушением интеллекта. В дальнейшем эта форма стала называться слабоумием

.

Другие статьи:

Накопление знаний о конфликтах
Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношений людей, их поведения и поступков всегда, с незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание человека. Свидетельство тому – мифология и религия разных ...

Психологическое знание о труде в сочинениях М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева
Если культура есть совокупность достижений людей в ма­териальном и духовном производстве, умственном, нравст­венном развитии и общественном устройстве и если труд, та­ким образом, не может не быть ее существенным условием и звеном, то хар ...

Психофизиолгические особенности темперамента
Первая попытка разделить людей по темпераменту на группы принад­лежит Гиппократу, который описал четыре наиболее часто встречающиеся темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик, объясняя природу индивидуальных особенностей по ...