Предмет и метод психологии труда

Психология: Статьи и материалы » История психологии труда » Предмет и метод психологии труда

Страница 1

Предметом психологии труда

является психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности работающего (профессиональные способности) и его взаимодействие с производствен­ной средой.

Психологическая сущность трудовой деятельности заключается в тех требованиях к психическим свойствам, состояниям и процессам, которые предъявляет к работающему его профессия. Для успешного осуществления профессиональной деятельности (профессии и специ­альности) необходимы различные особенности личности рабочего: его опыт, характер, психическое состояние, внимательность, воспри­ятие, память, мышление, эмоциональность, психомоторика, опреде­ляющие способности к этой деятельности.

Таким образом, предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности.

Общим методом психологии труда является исследование и развитие субъекта труда. Проблема в том, чтобы при этом не терялся сам субъект, т.е. чтобы субъект труда не превращался в объект для манипуляций со стороны психолога, руководства или коллег работника. Отсюда, перед каждым психологом труда неизбежно возникает сложнейший вопрос, должен ли метод быть только объективным или такой метод является сочетанием объективных и субъективных средств и подходов . Заметим, что данный вопрос (проблема метода) стоит не только перед психологией труда, но и перед всей современной психологией, которая все больше отходит от традиционных (естественнонаучных) оснований производства нового знания и пытается освоить герменевтические методы

Активность человека, использующего производственное обору­дование, инструменты на штатном рабочем месте, вовсе не обяза­тельно является трудом в психологическом значении слова.

Общим методом психологии труда является исследование и развитие субъекта труда. Проблема в том, чтобы при этом не терялся сам субъект, т.е. чтобы субъект труда не превращался в объект для манипуляций со стороны психолога, руководства или коллег работника.

Методы психологии труда

- это совокупность способов и прие­мов изучения различных аспектов трудовой деятельности.

Психология труда использует основные методы общей психоло­гии, специфические методы психологии труда, а также некоторые методы других наук.

Существует ряд основных требований

к практическому примене­нию методов психологии труда:

1. Принцип объективности

Принцип объективности требует не ограничиваться поверхностными проявлениями изучаемых явлении и своими мнениями о них, а находить закономерности, управляющие ими, обосновывать выводы зарегистрированными фактами, доступ­ными проверке другими людьми.

2. Принцип единства личности и деятельности

Каждая трудовая деятельность, как и каждая личность работаю­щего, имеет свою психологическую структуру, раскрываемую при ее изучении разными методами. Не вся психологическая структура кон­кретной трудовой деятельности или личности равнозначна: отдель­ные ее профессионально значимые компоненты весьма существенно влияют на конечный эффект деятельности, другие могут совсем не влиять; одни ее компоненты оказываются устойчивыми в неблаго­приятных условиях, другие - чрезвычайно уязвимы. При изучении психологической структуры трудовой деятельности особое внима­ние необходимо уделять как профессионально значимым, так и лег­ко уязвимым компонентам их структуры.

Принцип единства личности и деятельности требует при изучении трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а в разных видах деятельности. Личность работающего и трудовую дея­тельность необходимо исследовать в их развитии и изменении под влиянием благоприятных и неблагоприятных внешних факторов. Если же изучение проводится однократно, оно должно рассматри­ваться только в качестве «среза».

3. Принцип целенаправленности

Исследователю должно быть ясно, какие именно практические или теоретические вопросы ему нужно решать. Метод должен быть под­чинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психологии труда, кем бы они ни прово­дились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы прак­тики, нередко весьма эффективна такая последовательность постро­ения исследований: широкое наблюдение и массовый опрос практиков; анализ собранного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложений с целью определения наиболее актуаль­ных психологических проблем; разработка рабочей гипотезы и методики исследования с при­менением соответствующих решаемым проблемам методов.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи: