Основные направления отечественной психологии XIX начала XX века

Психология: Статьи и материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » Основные направления отечественной психологии XIX начала XX века

Страница 7

в которой на основе объективных исследований человека предлагает новую систему понятий психологии и новую терминологию. Психическую деятельность он рассматривает как рефлекторную, а различные стороны и формы этой деятельности - как различные её виды: внимание - это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность - символические рефлексы и т.п. В 1907 - 1912 год выходит "Объективная психология" и становится важной вехой в истории психологии 20го столетия. В третьем - советском периоде - Бехтерев создаёт общие основы рефлексологии.

На основе экспериментальных работ по изучению сочетательных, то есть вырабатываемых у индивида прижизненно, двигательных рефлексов у животных и человека, совокупность которых учёный назвал соотносительной деятельностью,

Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объектом изучения как воплощение строго объективного подхода к психической деятельности. Механицизм и энергетизм В.М. Бехтерева явились предметом критики, и прежде всего в рамках состоявшейся в 1929 году рефлексологической дискуссии. Была отмечена положительная роль рефлексологии Бехтерева в развитии объективного подхода в развитии психологии. В то же время исключение из исследования в рефлексологии психики и создания привело к биологизации и крайне механистической трактовке человека и поведения. В метафорической форме теоретическую несостоятельность рефлексологии выразил Л.С. Выготский. Методика рефлексологического исследования человека, как это было показано Выготским, не соответствует задаче объективного изучения психики и сознания потому, что предпринимает попытку изучения поведения человека, игнорируя проблему сознания. После дискуссии, а также в результате критики рефлексологического подхода, которой он был подвергнут на первом Всесоюзном съезде по изучению поведения человека (1930), рефлексология прекратила существование. Однако богатое наследие, оставленное Бехтеревым, вошло в золотой фонд мировой и отечественной психологической мысли.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) не создал собственной психологической концепции, но влияние, которое он оказал на развитие психологии, как мировой, так и отечественной, несомненно велико и плодотворно. Вся дальнейшая работа Павлова была направлена на изучение условно-рефлекторных связей, условий их образования, развития, угасания. Подчёркивался биологический смысл условных рефлексов: они служат для уравновешивания организма с внешней средой. Условные раздражители имеют сигнальное значение: они - сигналы внешних возбудителей безусловных рефлексов. В опытах Павлова выступила необходимость подкрепления и ориентировочного рефлекса для образования новой связи. Освоение наследия Павлова психологии прошло сложный путь и связано с вопросами предмета психологии и её самостоятельности как науки. В России учение Павлова об условных рефлексах было основным и определяющим фактом для развития естественно-научной психологии. Однако в условиях идеологического давления, которое испытывала наука в советский период, произошла абсолютизация и догматизация Павловского учения, а его распространение превратилось в прогресс насильственного насаждения в психологию и другие области исследования (медицину, педагогику, языкознание и др.). После проведённой по личному указанию И.В. Сталина в 1950-х годах объединенной научной сессии Академии Наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвящённой проблемам физиологического учения И.П. Павлова, в психологии была поставлена задача её перестройки на основе Павловского учения. Происшедшую в 50-х г. переориентацию психологии на Павловское учение хорошо отражает заголовки работ тех лет, когда каждая проблема рассматривалась "в свете трудов И.П. Павлова". Освобождённое от искажений и идеологических деформаций учение Павлова продолжает сохранять своё значение для понимания поведения и его причинного объяснения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Развитие экспериментальной психологии на рубеже 19-20 вв.
Психометрия. Основы психометрии заложил голландский физиолог Ф. Дондерс в 60-е гг. 19 века, Он показал различие в скорости сенсомоторных реакции в зависимости от предлагаемого задания. Было доказано, что фиксация времени реакции ~ метод и ...

Психологические основы неправильного воспитания ребенка
В специальной литературе можно обнаружить бесконечное множество психологических признаков деструкции семейных взаимоотношений: отсутствие четких личностных границ каждого из членов семьи; явное и скрытое отвержение членами семьи друг друг ...

Возможные признаки параноидного расстройства личности
- Постоянная настороженность, возможно, проявляющаяся в виде тенденции осматривать кабинет психотерапевта в течение интервью и/или часто смотреть в окно. - Необычная обеспокоенность конфиденциальностью, возможно, включающая нежелание поз ...