Основные направления отечественной психологии XIX начала XX века

Психология: Статьи и материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » Основные направления отечественной психологии XIX начала XX века

Страница 5

Заметную роль в отечественной психологии сыграл ученик Челпанова Густав Густавович Шпет (1879-1937). Критикуя абстрактные построения психологии, отделившейся от философии и обратившейся к физиологии, выступил с требованием восстановить тесную связь психологии с философией, подчёркивая, что эта связь "не мнимая, не иллюзорная, не результат субъективного мнения, а по существу необходимая…".

Семён Людвигович Франк (1877-1950), русский философ, высланный с группой видных учёных, писателей и философов в 1922г. из советской России в 10-х гг. XXв. выступил с программой философской психологии (

"Душа человека. Опыт введения в философскую психологию" 1917). Франк пытался восстановить психологию в старом буквальном и точном значении этого слова. Её основной смысл - борьба против всякого перенесения естественно-научных принципов в психологию, против так называемой эмпирической психологии, которая объявила себя "психологией без души". Тем самым было вытеснено учение о душе как предмет психологии. Его заменило учение о закономерностях так называемых "душевных явлений", оторванных от их внутренней почвы и рассматриваемых внешнего предметного мира. Философская психология, по Франку - это общее учение о природе душевной жизни и отношении этой области к другим областям бытия - материальному миру и идеальному бытию - сфере истины, красоты и добра.

Научное противостояние различных направлений в психологии в послереволюционные годы было отягощено и новой идеологической ситуацией, связанной с политической перестройкой общества и переориентацией науки на философию марксизма. Критика марксизма приобрела "тотальный" характер, а его сторонники представляются своего рода непременными злодеями или конъюнктурщиками. Марксизм оказал серьёзное влияние на отечественную психологию в силу заложенного в нём гуманистического потенциала. Именно этот аспект (но не программа перестройки общества) определил позицию А. Адлера (защита "маленького человека") или Э. Фромма (проблема отчуждения человека в обществе). Марксизм позволил, во многих отношениях, увидеть человека не как "Робинзона", а деятеля, включённого в социальный мир, творящего его и творимого им. В отечественной науке ситуация намного сложнее. И в психологии действовали, наряду с другими, многочисленные идеологи от науки, по сути, паразитировавшие на идеях К. Маркса. Но были и те, кто пришёл к марксизму, независимо от политической ситуации и до её возникновения и развивавшие марксизм часто в противостоянии его официальным толкованиям - именно развивавшие, а не догматически следовавшие ему.

Это Константин Николаевич Корнилов (1879-1957) - теоретик психологии пытался снять противоречие между объективной психологией и субъективной; эта попытка воплотилась в развивавшейся им концепции, названной реактология,

которая просуществовала до начала 30-х гг. XXв.

Таких же принципов придерживался психолог и педагог Павел Петрович Блонский (1884-1941), также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности социального поведения). Именно с этими именами связаны основные достижения советской психологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Характеристика копинг-стратегий
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприяти ...

Результаты исследования
Анализ данных, полученных в начале учебного года по тесту М. Рокича (см. Таблицу 1) выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков. Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая ...

Психологическая мысль в России в 18 веке
Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Навряд ли они были результатом размышлений; скорее так верилось (а значит, виделось) и не подвергалось сомнению. ...