Заключение

Страница 2

При выборе вида коррекции учитывалось, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, и потому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано ее групповому варианту. В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической активности - сначала в групповой ситуации, а затем и в реальной жизни. Вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими подросток получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе.

В связи с этим наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход к проблеме коррекции депрессивных состояний. Комплексный подход - это совокупность всех путей и методов коррекции депрессивных состояний, разработанных в различных психологических теориях (психоанализ, когнитивная, поведенческая, групповая психокоррекции, семейная психотерапия). Этот подход был успешно использован в данной работе.

Изменения, произошедшие в ходе коррекции, показали, что процесс психологической коррекции депрессивных состояний у подростков осуществлялся в полной мере. Показатели депрессии уменьшались, что подтверждала вторичная и третичная диагностика. С помощью критерия t-Стьюдента были статистически подтверждены результаты проведенной коррекции депрессивных состояний. Гипотезы о том, что выборочные средние величины статистически достоверно отличаются, подтвердились. Повторное применение опросника СПА показало, что вместе с повышением адаптивности, повышался уровень самоприятия, приятия других. Следовательно, программа, разработанная нами, оказалась эффективной для коррекции депрессивных состояний у подростков и может быть рекомендована практическим психологам для использования в работе с подростками, в соответствии с ее целями и назначением.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования гипотеза данной работы подтвердилась.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Характеристика копинг-стратегий
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприяти ...

Страх
Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным дей ...

Пограничные психические расстройства: современное состояние проблемы
Поиск универсальной модели, объясняющей причины возникновения и характер течения пограничных психических расстройств, привел к появлению разнообразных концепций, многие из которых стали неотъемлемым элементом современной культуры. Так, З. ...