Заключение

Данная дипломная работа была ориентирована на проведение коррекционной, развивающей работы с детьми с задержкой развития речи и выявления оптимальных условий для развития речи детей младшего школьного возраста.

Исследования показали значительную распространенность задержки развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Целью данной работы было рассмотреть методы коррекционной развивающей работы с детьми с задержкой развития речи.

В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности задержки речи. Было рассмотрены закономерности развития детской речи, психо-физиологическая характеристика речевой деятельности, причины задержки развития речи у детей.

Во второй главе рассмотрен коррекционная работа по развитию задержки речи: логопедическое обследование детей с задержкой речи, методики исследования уровня речи, система работ по развитию связной речи.

В третьей главе проведена опытно-экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников, проведен интегрированный урок по обучению связной речи детей.

Обучение осуществлялось поэтапно и включало следующие основные виды работы:

подготовительные упражнения к описанию предметов;

формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

описание предметов по основным признакам;

обучение развёрнутому описанию предмета (с использованием прилагательных);

закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий;

обучение сравнительному описанию предметов;

применение творчества детей для улучшения ответов.

Проведены два эксперимента во втором классе в двух группах - контрольной и экспериментальной.

Проследили динамику изменения уровня речи в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты.

Используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей, мы получили хороший результат в экспериментальной группе.

Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников в экспериментальной группе после обучения повысился примерно на 36%.Данные исследования занесены в таблицы и диаграммы.

Трудности в обучении детей с задержкой развития речи связаны с неподготовленностью детей к школе, с ослабленным состоянием нервной системы, низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью и легкой отвлекаемостью. Необходима детям индивидуальная помощь с учетом первичного дефекта.

Проведенная нами работа по устранению задержки речи и развитию речевых способностей показала, что применяя методику коррекции связной речи, используя творческий подход заинтересовывая детей, реализуя личный подход к детям, используя комплекс приемов и методов коррекционно-развивающей работы с детьми, можно добиться положительных результатов, но несмотря на это педагогическая технология коррекции задержки развития речи очень сложный и трудоемкий процесс, требующий не одного года упорной работы. Необходимо вложить много труда, терпения и любви, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку и достичь высоких результатов в своей работе.

Другие статьи:

Понятие ценностности
Ценностность является центральным, системообразующим фактором. Ценностность характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлением о себе (представленность собственного «Я»). Когда оба эти содержания св ...

Проблемы оценки персонала
С проблемой оценивания сталкивается большое число исследователей как в практической деятельности, так и в научной работе. Существует множество задач, непосредственно связанных с оцениванием. Понятие фигурирует в литературе по экономике, п ...

Методы изучения образа инвалида в сознании женщин
Для исследования социоперцептивного образа инвалида в сознании женщин мною будут использоваться методика структуры образа человека (иерархическая) СОЧ(И), разработанная В.Л. Ситниковым, методика 20 определений М.Куна и Т. Макпартленда и п ...