Система работ по развитию связной речи

Страница 2

2. овладение языковыми средствами оформления связного текста. При этом опережающее развитие отводится семантической (смысловой) стороне речи.

В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:

· развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;

· формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;

· развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.

В работе над языковым оформлением текста Лалаева Р.И. ставит следующие задачи:

· развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;

· формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;

· умения связывать предложения в тексте.

С целью формирования навыка смыслового программирования текста Лалаева Р.И. предлагает следующие виды работ:

1. Сравнение двух схожих сюжетных картин, на одной из которых отсутствует ряд предметов;

2. Работа с сюжетными и предметными картинками, которая предполагает:

3. подбор к сюжетной картинке соответствующих предметных изображений;

4. определение лишней предметной картинки;

5. к каждому фрагменту на сюжетной картине подобрать соответствующую пару из предметных картинок;

Работа с серией сложных картинок, которая предполагает расположение правильной последовательности картинок, их замен, перестановок, дополнений.

Работа с текстом. Здесь проводится параллельная работа над содержанием и формой текста.

В зависимости от характера тексты различают на тексты – повествования, тексты – описания, тексты – рассуждения. А так как текст представляет собой определенное движение мысли, осуществляемой двумя путями: 1) через предикат; 2) через субъект, - то и связный текст имеет семантическую ценную структуру или семантическую параллельную структуру.

Система коррекционной логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности, поэтому, считает Лалаева, развитие связной речи проводится в следующей последовательности:

а) пересказ с опорой на серию сложных картинок;

б) пересказ по сложной картинке;

в) пересказ без опоры на картинку;

г) рассказ по серии сложных картинок;

д) рассказ по сложной картинке;

е) самостоятельный рассказ.

С методикой обучения детей связной речи Лалаевой Р.И. перекликается и методика, предложенная Воробьевой В.К., которая считает, что сформированы умения и навыки связной речи будут тогда, когда «научим правилам строения связного высказывания, опираясь на текст, рассказ».

Начинать работу над текстом нужно с формирования умения узнавать образцы связной речи. Задача такой работы – формирование у детей практических представлений о связном высказывании как о едином целом на основе умения узнавать существенные признаки текста в процессе ее восприятия. Поэтому главная роль отводится смысловой, логической стороне, а потом его языковому оформлению. [23, с.186]

Существует определенная последовательность работы над текстом, которая включает себя два этапа:

а) формирование ориентировки в смысловой цельности сообщения;

б) формирование ориентировки в языковых средствах связного сообщения.

В.К. Воробьева предлагает начать работу со второго периода первого года обучения, когда у детей сформированы понятия грамматических категорий предмета, действия, признака предмета. На этапе формирования ориентировки в смысловой целостности рассказа нужно учить детей сравнивать и отличать нормированное связное сообщение от различных вариантов ненормированной речи. В языковом плане – сравнивать два нормативных образца связной речи, рассказывающих об одном и том же, но разными языковыми средствами.

Отличием Р (рассказа) от Р (нерассказ) осуществляется специальными упражнениями на сопоставление, например:

а) Р и набор слов из него;

б) Р и набор бессвязных предложений;

в) Р и отдельное предложение;

г) Р и его деформированный вариант;

д) Р и пропуск одной смысловой части;

е) Р и сообщение, в котором все наименования замены на местоимения (типичные ошибки детей).

В качестве примеров бессвязных образцов речи может послужить записанная на магнитофон речь детей при обследовании состояния связной речи.

Работа над сопоставлением Р и Р предполагает создание проблемной ситуации, поисковой деятельности. Чтобы повысить мотивационно – побудительный аспект, детям для сравнения предлагаются реальные случаи из жизни. Ориентиром, служащим для опознания рассказа – повествования, является наличие представления о событии, случае из жизни, которое обозначается на карточке – символом С. Ориентиром для описательных рассказов является его сравнение с фотографией предмета. Понятие «событие, случай из жизни» дается детям как понятие «звук», «слово».

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Стадии развития и фазы урегулирования конфликта.
В конфликте, чаще всего, сначала возникает латентный период, когда стороны осознают наличие противоречий в целях. Затем складываются конфликтные отношения, характеризующиеся возрастанием напряженности. После чего развивается собственно ко ...

Динамика пограничных психических расстройств по данным объективной оценки тяжести состояния
Выраженность психических расстройств у обследованных больных оценивалась по данным шкалы "Обобщенная оценка функционирования" ("GAF"), которая является базисной в международных систематиках для интегральной оценки тяже ...

Теоретический анализ сущности коллектива как социальной общности
В социальной психологии группа – это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения. Сложные социальные организации ...