Система работ по развитию связной речи

Страница 2

2. овладение языковыми средствами оформления связного текста. При этом опережающее развитие отводится семантической (смысловой) стороне речи.

В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:

· развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;

· формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;

· развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.

В работе над языковым оформлением текста Лалаева Р.И. ставит следующие задачи:

· развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;

· формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;

· умения связывать предложения в тексте.

С целью формирования навыка смыслового программирования текста Лалаева Р.И. предлагает следующие виды работ:

1. Сравнение двух схожих сюжетных картин, на одной из которых отсутствует ряд предметов;

2. Работа с сюжетными и предметными картинками, которая предполагает:

3. подбор к сюжетной картинке соответствующих предметных изображений;

4. определение лишней предметной картинки;

5. к каждому фрагменту на сюжетной картине подобрать соответствующую пару из предметных картинок;

Работа с серией сложных картинок, которая предполагает расположение правильной последовательности картинок, их замен, перестановок, дополнений.

Работа с текстом. Здесь проводится параллельная работа над содержанием и формой текста.

В зависимости от характера тексты различают на тексты – повествования, тексты – описания, тексты – рассуждения. А так как текст представляет собой определенное движение мысли, осуществляемой двумя путями: 1) через предикат; 2) через субъект, - то и связный текст имеет семантическую ценную структуру или семантическую параллельную структуру.

Система коррекционной логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности, поэтому, считает Лалаева, развитие связной речи проводится в следующей последовательности:

а) пересказ с опорой на серию сложных картинок;

б) пересказ по сложной картинке;

в) пересказ без опоры на картинку;

г) рассказ по серии сложных картинок;

д) рассказ по сложной картинке;

е) самостоятельный рассказ.

С методикой обучения детей связной речи Лалаевой Р.И. перекликается и методика, предложенная Воробьевой В.К., которая считает, что сформированы умения и навыки связной речи будут тогда, когда «научим правилам строения связного высказывания, опираясь на текст, рассказ».

Начинать работу над текстом нужно с формирования умения узнавать образцы связной речи. Задача такой работы – формирование у детей практических представлений о связном высказывании как о едином целом на основе умения узнавать существенные признаки текста в процессе ее восприятия. Поэтому главная роль отводится смысловой, логической стороне, а потом его языковому оформлению. [23, с.186]

Существует определенная последовательность работы над текстом, которая включает себя два этапа:

а) формирование ориентировки в смысловой цельности сообщения;

б) формирование ориентировки в языковых средствах связного сообщения.

В.К. Воробьева предлагает начать работу со второго периода первого года обучения, когда у детей сформированы понятия грамматических категорий предмета, действия, признака предмета. На этапе формирования ориентировки в смысловой целостности рассказа нужно учить детей сравнивать и отличать нормированное связное сообщение от различных вариантов ненормированной речи. В языковом плане – сравнивать два нормативных образца связной речи, рассказывающих об одном и том же, но разными языковыми средствами.

Отличием Р (рассказа) от Р (нерассказ) осуществляется специальными упражнениями на сопоставление, например:

а) Р и набор слов из него;

б) Р и набор бессвязных предложений;

в) Р и отдельное предложение;

г) Р и его деформированный вариант;

д) Р и пропуск одной смысловой части;

е) Р и сообщение, в котором все наименования замены на местоимения (типичные ошибки детей).

В качестве примеров бессвязных образцов речи может послужить записанная на магнитофон речь детей при обследовании состояния связной речи.

Работа над сопоставлением Р и Р предполагает создание проблемной ситуации, поисковой деятельности. Чтобы повысить мотивационно – побудительный аспект, детям для сравнения предлагаются реальные случаи из жизни. Ориентиром, служащим для опознания рассказа – повествования, является наличие представления о событии, случае из жизни, которое обозначается на карточке – символом С. Ориентиром для описательных рассказов является его сравнение с фотографией предмета. Понятие «событие, случай из жизни» дается детям как понятие «звук», «слово».

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Сущность и специфика этнических стереотипов
Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их "классифицируем". Подобно тому как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нам ...

Психологическое знание о труде в сочинениях М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева
Если культура есть совокупность достижений людей в ма­териальном и духовном производстве, умственном, нравст­венном развитии и общественном устройстве и если труд, та­ким образом, не может не быть ее существенным условием и звеном, то хар ...

Поведенческие проявления
Внимательный психотерапевт может отметить потенциальные признаки нарциссизма на основе своего первого впечатления от нового пациента. Часто новые пациенты демонстрируют претензии на особые права тем, что подробно договариваются о первом п ...