Заключение

Так как копинг-стратегии являются результатом приобретенного опыта, то последовательное и методически грамотное обучение навыкам адаптивного копинг-поведения, включающее коррекционно-развивающую работу, может стать эффективным направлением профилактики поведения подростков. Тогда, на наш взгляд, сущность профилактики поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы должна состоять в превентивной деятельности всех участников образовательного процесса, направленной на продуктивность копинг-стратегий поведения школьников.

В нашем исследовании мы поэтапно провели работу, направленную на:

– изучение состояния проблемы копинг-стратегий успевающих и слабоуспевающих подростков в психолого-педагогической литературе;

– выявление копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков;

– сравнение копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков.

Таким образом, наше исследование осуществлялось поэтапно силами всех участников образовательного процесса при руководящей и координирующей роли педагога-психолога. В ходе исследования мы определили понятие «успеваемость» в психолого-педагогической литературе, выявили особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков.

Во второй главе представлены результаты изучения состояния копинг-стратегий подростков в ходе проведения специальной психолого-педагогической работы. Экспериментальное исследование по данной проблеме показало, что для слабоуспевающих подростков характерно преобладание неадаптивных копинговых стратегий в кризисных ситуациях в сфере семьи, в сфере взаимоотношений со сверстниками и учителями, в учебной деятельности, что подтвердило гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования.

Система коррекционно-развивающей работы может существенно влиять на развитие продуктивных копинг-стратегий поведения подростков.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

Другие статьи:

Проблемы личностной тревожности.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Тревожность в подростковом возрасте может стать личностной особенностью. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, ...

Самооценка: понятие, уровни, типы, условия формирования
В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого по ...

Шкала темперамента
Висцеротония Соматотония Церебротония 1. Расслабленность в позе и движениях* Уверенность в позе и движениях* Сдержанность в позе и движениях, скованность* 2. Любовь к физическому комфорту* Любовь к физическому приключению* Физиологическ ...