Особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков

Психология: Статьи и материалы » Копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков » Особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков

Страница 4

Отмечается, что важными резервными механизмами, защищающими позитивную Я – концепцию и усиливающими личностную мотивацию в процессе психического развития, являются такие ее структурные компоненты как потенциальное Я и отрицательный идеал Я.

Следует подчеркнуть, что позитивная Я – концепция, интернальный локус контроля, мотивация достижения, оптимизм существенно определяют такую стабильную личностную характеристику как общая самоэффективность, отражающую веру человека в свою способность преодолевать трудности.

И.М. Никольская и Р.М. Грановская показали, что выбор копинг-стратегии зависит и от свойств личности, которые были выявлены ими по опроснику Кеттелла [6, с. 14].

Дети напряженные, возбудимые, с низким самоконтролем чаще всего используют такие стратегии, как «дразню кого-нибудь»», «схожу с ума», «бью, ломаю, швыряю». Кроме того, для напряженных и возбудимых характерна стратегия «плачу, грущу», а для возбудимых – «борюсь, дерусь», «кусаю ногти», «говорю сам с собой». Стратегии аффективного ответного реагирования были также свойственны детям, склонным к риску, недобросовестным, с низким уровнем интеллекта, а «бью, ломаю, швыряю» еще и доминантным [33, с. 87].

Расслабленные, сдержанные, с высоким уровнем самоконтроля и добросовестные младшие школьники, испытывая напряжение и беспокойство, используют стратегию «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным». Кроме того, они прибегают к замещающим занятиям (стратегии «рисую, пишу, читаю», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «играю во что-нибудь», «мечтаю, представляю»).

Тревожные дети выбирают четыре способа совладания со стрессом: «плачу, грущу», «молюсь», «говорю сам с собой», «ем или пью». Имеющие низкую степень тревожности, наоборот, не испытывая потребности в поддержке, чаще всего предпочитают «оставаться сами по себе, одни».

Чувствительные школьники задействуют стратегии «молюсь», «рисую, пишу, читаю», «играю во что-нибудь», «прошу прощения, говорю правду». Интровертированные – «плачу, грущу», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «бегаю или хожу пешком».

В отличие от личностных детерминант, средовые факторы анализируются исследователями как пусковой механизм копинга [19, с. 77]. Именно ситуация, объективно трудная или субъективно так понимаемая, вызывает необходимость совладающего поведения.

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации – угрожающий или благоприятный. Успешное разрешение ситуации зависит не в последнюю очередь от степени адекватности оценки происходящего. Часто тяжелые последствия перенесенного стресса оказываются результатом рассогласования между реальной сложностью неприятного события и субъективной оценкой его значимости. Когнитивные структуры включают в себя представления о событии и его трактовку, поведенческие схемы управления, ценности и убеждения человека, а также его знания о себе и своих способностях. По мнению Лазаруса Р. произведенная когнитивная оценка влияет на форму проявления стресса, интенсивность и качество последующей реакции, определяя не только поведение человека, но и его эмоциональное состояние. Таким образом, когнитивная оценка является связующим звеном между восприятием стрессового события и его преодолением, обуславливая эмоциональные состояния и поведение в целом. Низкая способность к адекватной когнитивной оценке стрессовой ситуации детерминирует неадаптивный защитно–совладающий стиль поведения человека, что, в свою очередь, приводит к нарушению психологической адаптации. Основной ошибкой в когнитивных схемах является чрезмерная «катастрофизация» событий. Поэтому успешность выбранного стиля реагирования связана и с тем, будет или нет событие восприниматься как угрожающее [34, с. 256].

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Назначение и развитие вычислительной техники
Вычислительная техника создавалась для облегчения и ускорения сложных математических расчетов, т.е. именно для вычислений, что и нашло свое отражение в самом ее названии. Первые крупные ЭВМ (1940-х годов и последующих десятилетий XX в.) и ...

Как определить статусную структуру группы
Если группу рассматривать в качестве субъекта деятельности, то к ее структуре нужно подходить с точки зрения анализа структуры групповой деятельности, включая анализ функций каждого члена группы. Чрезвычайно важной характеристикой группы ...

Технология создания компьютерных тестов
Составление компьютерных тестов является довольно сложным делом. Очень важно научиться отличать профессионально сделанный добротный тест от популярно-развлекательного журнального опросника. Настоящий, действенный, валидный и эффективно ра ...