Типы семей

Страница 1

Типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей:

· Принадлежность супругов к определенной социальной общности:

- эндогамия (такой брак, который могут заключить только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общности);

- экзогамия (партнеров, для такого рода брака, выбирают за пределами своей общности).

· Количество брачных партнеров:

- моногамия (брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной);

- полигамия (брак, включающий в себя несколько партнеров);

- серийная моногамия (в определенный промежуток времени мужчина (женщина) состоит в браке с одним партнером, но в течение жизни таких супружеских союзов у него (нее) насчитывается более одного).

· Юридическое оформление брачных отношений:

- официально зарегистрированный брак;

- фактический («гражданский») брак.

· Структура власти в семье:

- традиционная патриархальная (муж является бесспорной главой семьи, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей);

- традиционная матриархальная (персональное главенство принадлежит женщине);

- неопатриархальная (стратегическим и деловым лидером выступает муж, а тактическим и эмоциональным лидером - жена);

- неоматриархальная (здесь наоборот; общая черта - совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния);

- эгалитарная (полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни).

· Количество поколений в семье:

- однопоколенная;

- нуклеарная;

- многопоколенная (расширенная, большая, сложная).

· Наличие родителей:

- полная;

- неполная (материнская и отцовская);

- функционально неполная («квазинеполная»);

- особая (сложноорганизованная, смешанная), в том числе бинуклеарная.

· Количество детей в семье:

- малодетная;

- среднедетная;

- многодетная.

Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.

· Качество выполнения семейных функций:

- нормально функционирующая;

- дисфункциональная.

· Состояние психологического комфорта:

- благополучная;

- неблагополучная.

· Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:

- зрелая;

- проблемная.

· Удовлетворенность супругов своим браком:

- оба удовлетворены браком;

- один из супругов удовлетворен браком, другой нет;

- оба не удовлетворены браком.

В последние десятилетия современная семья в большинстве стран претерпевает серьезные изменения. По данным литературы можно выделить общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение внебрачных рождений. В нашей стране остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличение числа одиноких пожилых мужчин и женщин.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Причины возникновения групповых конфликтов
В основе групповых конфликтов, как правило, лежат определенные изменения (попытки изменений) в группе и во вне. Например, изменение групповых норм и ценностей, структуры, числа членов группы, форм и способов взаимодействия между отдельным ...

Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельн ...

Положение глухонемых в обществе и их обучение в МГТУ им.Баумана
Социальное положение глухих на протяжении многих столетий определялось взглядами общества на них. Исторически народы разных стран придерживались мнения, что глухонемые нуждаются в призрении и опеке, но не в обучении. Считалось, что для их ...