Психологическая традиция изучения конфликтов.

Психология: Статьи и материалы » Конфликтный потенциал личности » Психологическая традиция изучения конфликтов.

Страница 4

Для гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Мэй), оформившейся как научное направление в середине XX века, характерно обращение к сущностным сторонам человеческой личности, стремление к решению практических задач развития личности и помощи человеку. Идущая от психологической практики гуманистическая психология опирается на анализ конкретного опыта работы, предпочитая его теоретическим схемам и моделям. Одним из положений гуманистической психологии является представление, что поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа никогда не может быть определена полностью.

Помимо преобладания практической ориентации современной психологической науки в области конфликтов и ее продолжающего нарастания можно также с уверенностью говорить об утверждении отношения в конфликту как к явлению не только естественному и закономерному, но и к выполняющему важные функции в психической жизни человека.

При обсуждении понимания конфликтов в социальных науках отмечалось, что современная точка зрения исходит из представления о позитивных функциях конфликта.

Это легко принимается, когда речь идет о теоретических рассуждениях социологов о процессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живыми людьми и видит перед собой страдающего человека, тяжело переживающего жизненные сложности, что эмоционально будет трудно совместить с рассуждениями о пользе конфликтов.

Однако и для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.

Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития.

Наиболее явное выражение эта функция конфликта, принимающего форму кризиса, нашла в концепции Эриксона. Наряду с ней существует и множество других, более частных приложений общего тезиса о позитивной роли противоречий в развитии индивида.

Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная

функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф.Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, "нужность" внутренних конфликтов для жизни: "Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями" (Василюк, 1995, с. 94).

На психологическом материале могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например "коммуникативно-информационную" и "связующую"

(в терминологии Козера). Социологи чикагской школы говорили: "Конфликт - это возможность разговора начистоту".

Функция разрядки напряжения, "оздоровления" отношений,

которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, А.С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей. Макаренко рекомендует разрешать конфликт методом "взрыва". "Взрывом я называю доведение конфликта до последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом, когда ребром поставлен вопрос - или быть членом общества, или уйти из него" (Макаренко, 1958, с. 508). Этот последний предел может выражаться в различных формах, но во всех случаях его главной задачей является ломка неверно сложившихся отношений, на месте которых строятся новые отношения и понятия. Макаренко проявлял большой интерес к явлению "взрыва", хотя и оговаривал при этом, что "взрывной маневр -вещь очень болезненная и педагогически трудная" (там же, с. 510).

Общая практическая позиция может быть выражена словами Р. Мэя: " .Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные" (Мэй, 1994, с.30).

Для полноты освещения проблемы конфликтных проявлений личности необходимо рассмотреть вопрос конфликтов в профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания
Три стадии профессионального выгорания: Первая стадия: · Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: «вроде бы все пока нормально, но…скучно и пусто на душе»; · Ис ...

Дифференциальная психология
Проблема индивидуальных различий . С древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эм ...

Семья
Понятие «семья» Семья – это сложное социальное образование, основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, осуществляющее воспроизводство населения и преемственность с ...