Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновения

Психология: Статьи и материалы » Конфликтность молодой семьи в период первичной адаптации » Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновения

Страница 3

Обострение взаимоотношений партнеров способствует тому, что конфликт распространяется и на сферу их общения, выражается в различных формах конфликтного вербального и невербального поведения. Переход конфликта на поведенческий уровень свидетельствует о его обострении и перерастании из скрытой стадии в открытую. Существуют определенные сигналы или признаки конфликтов в семье: кризисные ситуации (состояния), напряжения, недоразумения, инциденты, дискомфорт.

При кризисном состоянии на первый план выходят стремление порвать связь с партнером по любви, проявления насилия (психического и физического), ожесточенные споры, потеря контроля над эмоциями, некоторая потеря силы в нормах поведения, возможная способность в воображении и действиях к крайностям.

Состояние напряжения кого-либо из представителей семейной системы искажает восприятие, обременяет взаимоотношения предвзятыми мнениями, отрицательными установками, видоизменяет чувства к худшему, становится источником непрерывного беспокойства.

Недоразумение предполагает ложные выводы из ситуации вследствие недостаточно четкого проявления мыслей, отсутствия взаимопонимания, эмоциональной напряженности одного из участников конфликта.

Семейные инциденты, мелочность и незначительность их могут, однако, порождать временное волнение, раздражение и неверное восприятие, которые приводят к конфликту.

Дискомфорт означает интуитивное ощущение того, что происходит что-то не так, хотя вербальное его выражение затруднено. Это способствует усилению внутреннего наблюдения, бдительности.

В отечественной и зарубежной психологии сложилось множество точек зрения на основания по которым можно типологизировать те или иные семейные конфликты.

1. В зависимости от функционирования и разрешения делят конфликты на:

- позитивные или негативные;

- конструктивные или деструктивные.

Выполняя конструктивную функцию, конфликты в зрелых семьях выявляют взаимные притязания супругов и других членов семьи, различия в их потребностях, установках и намерениях, способствуют выработке единых позиций, успешной адаптации к исполнению различных ролей. Такие конфликты протекают на общем фоне положительных взаимоотношений в семье, взаимной удовлетворенности ее представителей и эмоциональной привязанности. Конструктивный конфликт предполагает снятие напряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение.

Деструктивные конфликты мешают выработать супругам, другим членам семьи единую точку зрения, ведут к дезорганизации их общения и сотрудничества, к дезадаптации. Подобные конфликты протекают на фоне негативных семейных отношений, взаимной неудовлетворенности их участников и ослабления или потери эмоциональной привлекательности партнеров. Деструктивные конфликты характерны, как правило, для проблемных семей. Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладанием деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода.

2. По ценностному признаку (ценностным ориентациям) семейные конфликты подразделяются на конфликты терминальных и инструментальных ценностей партнеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Влияние музыки на эмоциональную сферу человека.
В искусстве жизненное содержание невозможно выразить внеэмоциональным путем, как невозможно таким путем воспринять заключенное в художественном произведении жизненное богатство. Видный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М.Т ...

Психологическое знание о труде в сочинениях М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева
Если культура есть совокупность достижений людей в ма­териальном и духовном производстве, умственном, нравст­венном развитии и общественном устройстве и если труд, та­ким образом, не может не быть ее существенным условием и звеном, то хар ...

Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов
Целью данного этапа исследования явилось сравнение результатов исследования ценностных ориентаций у студентов, обучавшихся на 3 курсе и этих же студентов, обучающихся уже на 4 курсе факультета «Педагогика и психология». В результате анке ...