В социальной психологии группа – это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения. Сложные социальные организации включают в себя множество мелких и больших групп, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие работников, руководителей и исполнителей по выполнению определенных видов деятельности: учебной, производственной, спортивной, политической и т.п.
К группам высокого уровня развития относятся: а) контактные группы с положительной социальной ориентацией, сплоченностью, общими ценностями и ориентациями; б) контактные группы высокого уровня организации – коллективы (от лат. collectivus – собирательный).
Понятие «коллектив» в полной мере применимо к тем малым контактным группам, которые характеризуются наряду с общностью общественно значимых целей ее членов также и высоким уровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости. В отличие от обычных малых групп для коллектива характерны следующие признаки:
1) стоящая перед группой социально значимая цель осознана и принята всеми членами группы, вкладывающими максимум своих способностей в ее достижение и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности; 2) в коллективе должны присутствовать наиболее ценные типы межличностных отношений между сотрудниками: доверие, взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность и другие качества, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость группы; 3) коллектив должен возглавлять руководитель – лидер, то есть лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.
В быту принято называть коллективом в широком смысле слова всякую группу с общей положительной сознательной направленностью (коллектив бригада, цех и т.п.). Однако такие обычные группы иногда лишь внешне кажутся высокоорганизованными, поскольку в них имеются распределенные функции, должностная иерархия. При более тщательном изучении оказывается, что межличностные отношения в этой группе конфликтны, она дробится на изолированные группировки, в ней нет единства мнений и т.п.
В этой ситуации руководителю предстоит большая работа по организации группы, изменению межличностных отношений.
В отечественной, зарубежной социальной психологии большое внимание уделяется вопросам организации коллективов как устойчивых саморегулирующихся и продуктивных групп, в которых не подавляется индивидуальная инициатива, но при этом все творческие способности сотрудников направляются на оптимальную эффективность в достижении основных целей (производственных, учебных, др.) соответствующих организации.
Идея развития внутренне присуща социально-психологическому пониманию коллектива: она преломляется, по меньшей мере в трех важнейших аспектах теоретической реконструкции данного явления.
Утверждение коллективности как ведущей нормы жизнедеятельности трудового коллектива мыслится последователями не как единовременный акт, а как длительный и сложный процесс. Коллективы различных предприятий могут находиться на разной ступени развития и весьма существенно отличаться друг от друга. Психологический подход к анализу коллектива позволяет и, более того, требует интерпретировать его как постоянно развивающуюся систему.
Другие статьи:
Уровневая оценка психического состояния
Заключение об уровне (выраженности, тяжести) психических расстройств формулировалось на основании экспертной (врачебной) оценки. Уровневая диагностика осуществлялась с помощью "Шкалы обобщенной оценки функционирования" (Global A ...
Напряженность в отношениях между подростками и
родителями
Личностные различия. Непонимание, возникающее между детьми и родителями, часто можно объяснить различиями в их типах личности. Существенные различия между родителями — людьми средних лет и детьми подростками: с высоты своего жизненного оп ...
Методики и процедура исследования конфликтного потенциала личности
Для нашего исследования данная методика дает возможность определить уровень конфликтности личности, используя "коэффициент групповой адаптации" (КГА), который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низк ...