Целеполагание

Страница 1

Главным вопросом, по мнению А.Блазера и соавторов, является вопрос о том, как пациент до настоящего времени пытался решить данную проблему? Изменилась ли его жизнь? Стало лучше или хуже после попытки решения? и т.д.

Условия, связанные с историей жизни пациента. Особого анализа заслуживают обстоятельства жизни, соответствующие первому проявлению проблемы, изменения жизни в тот период, обстоятельства жизни в то время, а также, следует проследить динамику проблемы и выявить факторы, способствующие закреплению проблемы.

Функциональное значение. В ходе анализа жизни пациента вопрос формулируется как: «Для чего?». Это обусловлено рассмотрением проблемы и пациента в рамках подсистемы в контексте более общей системы (партнёрские отношения, семья, общество). В этой связи задаются вопросы: а) Какой смысл или какое конечное значение имеет проблема? б) Какую цель она преследует, какую задачу решает? в) Для чего нужна пациенту эта проблема или для чего он её культивирует? Чего он пытается тем самым добиться? г) Какую роль он тем самым приписывает себе или какая роль отводится ему другими? д) Какую функцию выполняет проблема в теперешней жизненной ситуации пациента, в его отношениях? и др.

По мнению А. Блазера и соавторов, определение проблемы содержит гипотетическое объяснение и предполагает постановку цели, которая определяет конкретную стратегию психотерапии. В этом смысле, чем более многосторонний анализ проблемы был произведён, чем более детально удалось выявить все составляющие конкретных сложностей пациента, тем более реалистичной окажется совместная с пациентом постановка цели терапии и выбор правильной терапевтической стратегии.

Поэтому выдвигаются следующие требования к формулированию проблемы самим пациентом совместно с терапевтом, следующие параметры: прежде всего, понятность такой формулировки самому пациенту, в которой присутствует конкретное содержание, исключающее абстрактные определения и рассмотрение в ней различных сторон проблемы. А Блазер и соавторы выделяют три черты определения проблемы:

- формулировка должна включать личное местоимение «Я» и конкретное содержание, чтобы пациент мог отождествиться со своей проблемой;

- при объяснении проблемы следует учитывать её различные аспекты, что сделает понятным вытекающие из этого психотерапевтические стратегии; тот или иной аспект проблемы представляется в её определении более полно в зависимости от степени понимания пациентом этого аспекта и его готовности к этому;

- конкретные указания по поводу действий, направленных на решение проблемы, в которых даются позитивные формулировки.

Исходя из такого определения проблемы выводится цель, которая обладает такими основными качествами, как конкретность, оперативность, указание на необходимые действия и реалистичность. В ней отсутствуют абстрактные определения, типа «найти смысл жизни», «стать счастливым» и т.д.

Расспрос пациента не должен иметь авторитарный характер, а вплетаться в изложение пациентом своих трудностей. Вопросы обо всех трёх аспектах проблемы рассматриваются на уровне конкретных межличностных отношений и позволяют понять, как пациент оценивает собственную роль в возникновении проблемы. У пациентов, как правило, нет ответов на все эти вопросы, но их постановка уже даёт возможность сформулировать проблему более определённо. Здесь когнитивные процессы осмысливания ситуации выступают как приём целеобразования, обуславливая формирование ведущего, центрального процесса смысловой регуляции деятельности – процесса целеполагания.

Нам представляется возможным, для определения того, что пациента беспокоит, но что он ещё не готов сознательно предъявить как проблему психотерапии, сразу после обсуждения вышеописанных трёх аспектов проблемы, до её определения и постановки цели, предложить пациенту начальный тест "Цветок", выявляющий эмоционально-образные ассоциации к малоосознаваемым аспектам вопросов, затронутых при обсуждении проблемы. Образные ассоциации, течение и содержание которых может в значительной мере определяться затронутыми так или иначе в ходе предыдущего обсуждения аффективными комплексами, проявляя эмоциональную окраску, личностный смысл различных аспектов проблемы для пациента, позволяют, на мало осознаваемом уровне, решать задачи целеобразования.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Особенности развития памяти детей дошкольников
Старший дошкольный возраст (6-7 лет). В этом возрасте процессы преднамеренного запоминания и припоминания приобретают форму особой развернутой деятельности, которая подчиняется собственно мнемической задаче - задаче припомнить или запомни ...

Конфликтность молодой семьи как объект исследований в научной литературе
По определению Н. Я Соловьева, семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братья ...

Самосознание
Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием. Самосознание личности фор ...