Организация и методы исследования

Страница 1

В многочисленных публикациях на тему самооценки или поведения личности в коллективе, ее адаптации прямых указаний на взаимодействие, определенную обратно - или прямопропорциональную зависимость самооценки и социометрического статуса не было [13]. Можно было сделать лишь косвенные выводы в подтверждение нашей гипотезы.

Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений. В связи с чем целью

работы является:

изучение изменения социометрического статуса и самооценки в рамках коллективного творческого дела в группе младших подростков.

Задачи:

1. Исследовать особенности социометрического статуса в группе и самооценки детей среднего школьного возраста

2. Разработать и реализовать коллективное творческое дело, направленное на повышение социометрического статуса в группе и самооценки.

3. Сравнить полученные результаты и сделать выводы об эффективности коллективного творческого дела.

Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 села Смоленского Смоленского района Алтайского края» в период с ноября 2008 года по апрель 2009 года.

Для реализации целей исследования были выбраны несколько методик:

1. методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено;

2. методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

Социометрический эксперимент.

Метод социометрии.Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д.Морено) [50].

Социометрия - это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и так далее [23].

Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?"; " .готовиться вместе к контрольной работе?" и так далее [1].

Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для испытуемого сторон его жизни. Слабые критерии - это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными факторами [25].

В работах современных психологов названы следующие сильные критерии [32]:

1) ролевой ("Представь себе, что ты капитан команды КВН и с позиции данной роли оцени или выбери себе партнеров");

2) перцептивный ("если группе будет предложено выбрать капитана КВН, как ты думаешь, кто назовет твое имя?");

3) функциональный ("Ваш класс будет участвовать в соревновании клуба веселых и находчивых. Кто из одноклассников, по твоему мнению, может быть капитаном команды КВН?");

4) выбор "действием" ("Положи эти открытки тем ребятам из своего класса, которых ты бы хотел обязательно поздравить с Новым годом").

В практике социометрического эксперимента используется, как правило, 5-7 критериев [25], реже 2-3 [28].

Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными ("Назови тех одноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксированными ("Назови тех пять одноклассников, которых ты бы пригласил к себе на день рождения").В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 человек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов [50].

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Эмоциональные состояния
Келли сохранил некоторые традиционные психологические концепции эмоций, но представил их по-новому, в соответствии со своей теорией личностных конструктов. Тревога. Келли определил тревогу как "осознание того, что события, с которым ...

Психофизиология восприятия звука.
Ухо человека имеет поразительно сложное устройство. На первый взгляд кажется, что это по существу лишь трубка, связывающая внешний мир с маленькой внутренней мембраной – барабанной перепонкой. Колебания воздуха заставляют барабанную пере ...

Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении
Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках. Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры ...