Личность в контексте социальных отношений

Страница 2

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений [26].

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её [37].

Специфически человеческую форму взаимодействий и взаимоотношений создают взаимосвязи между людьми. Другой человек оказывает на индивида весьма своеобразное воздействие. На основе ряда экспериментальных исследований известно, что наличие в ситуации другого человека оказывает специфическое влияние на поведение индивида. В социальной психологии были отмечены эффекты «сосуществования», «сотрудничества», «социального подкрепления», «соактивности» и пр. Они не могут быть объяснены однопланово, лишь особенностями субъект-объектного взаимоотношения. Личностные взаимодействия характеризуются гораздо более сложной природой. Некоторые их особенности могут быть выявлены при анализе социальных ожиданий [28].

Хотя человек рождается со многими биологическими задатками, однако формирование его личностных свойств обусловливается социальными взаимодействиями и закономерностями. Как указывают классики марксизма, сущность человека создается совокупностью общественных отношений. Потребности человека, его сознательные и бессознательные отношения к действительности, личностные взаимосвязи должны рассматриваться как феномены, являющиеся результатом дифференцировки и конкретизации целостной системы социально-культурных ценностей [37].

Являясь членом тех или иных социальных групп, выступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) – местом в конкретной данной системе социальных взаимосвязей. Так на предприятии четко различаются официальные позиции директора, бухгалтера, юрисконсульта, мастера, рабочего и т.д. Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор». Так один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. В рамках данных отношений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми. Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств [1].

Человек обладает известной степенью свободы в отношении своего ролевого поведения [25].

Существует ряд классификаций социальных ролей. Все их многообразие можно подразделить на роли, приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Такие роли называются генеральными. Они предписывают определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В станах Востока различие меду генеральными ролями еще боле заметно [28].

К достигнутым ролям относятся те, которые выполняются в той или иной профессиональной области. Например, роли директора предприятия, доктора философии, тренера футбольной команды [28].

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Современные представления о предмете социальной психологии
В конце 50-х – начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы. Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономи ...

Понятие ценностности
Ценностность является центральным, системообразующим фактором. Ценностность характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлением о себе (представленность собственного «Я»). Когда оба эти содержания св ...

Психологическое знание о труде в сочинениях М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева
Если культура есть совокупность достижений людей в ма­териальном и духовном производстве, умственном, нравст­венном развитии и общественном устройстве и если труд, та­ким образом, не может не быть ее существенным условием и звеном, то хар ...