Методы психотерапии и коррекции семейных отношений

Исследование отношений в семье » Методы психотерапии и коррекции семейных отношений

Страница 2

4. Семейная дискуссия.

В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует многочисленные цели:

· коррекция неправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений;

В ходе дискуссии пациенты начинают сомневаться в правильности и незыблемости своих убеждений, которые раньше представлялись им единственно возможными и очевидными:

· обучение членов семьи методам дискуссии;

Приведем некоторые правила ведения дискуссии[22]:

«1) цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти истину;

2) дискуссия – не соревнование и не способ выявления того, кто умнее;

3) цель дискуссии – не прийти к соглашению, а найти истину;

4) прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой»;

· обучение членов семьи объективности.

При этом не малую роль играет коррекция семейных взаимоотношений, препятствующих формированию адекватного представления членов семьи по тому или иному вопросу.

При коррекции особое значение приобретает интерес членов семьи к семейной дискуссии.

Особенно важно при управлении семейной дискуссией искусство психотерапевта. J.Peres предложил основные приемы, используемые терапевтом для ведения этой процедуры:

· молчание:

· обучение с помощью опросов;

· умение слушать;

· повторение (резюмирование);

· обобщение;

· наблюдение за эмоциональным состоянием членов семьи и т.д.

5. Обусловленное общение.

Сюда относятся методические приемы, заключающиеся в том, что в обычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такого введения – дать возможность членами семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов – обмен записками. Для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между супругами используется цветовая сигнализация. Каждый цвет обозначает определенные чувства. Один из супругов обращается к партнеру с различными вопросами, а тот – предъявляет тот цвет, который соответствует чувству, испытываемому в данной ситуации. Нередко в качестве нового элемента вводятся определенные правила. Такова разработанная G. Bach и модифицированная S. Kratochvil. техника «честной борьбы» или «конструктивного спора». Техника включает набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность выражения агрессии:

· Спор может проводиться только после предварительного обучения и согласия обеих сторон; выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации.

· Начинающий спор должен ясно представлять цель, к которой стремится.

· Все стороны должны быть активными в споре.

· Спор должен касаться только предмета спора, не переходить на личности.

· Применение аргументов, болезненных для одного из участников спора (указание на психические болезни, физические уродства, сексуальные неудачи и т.п.) запрещено.

Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть на специальных занятиях и затем включать в свои повседневные отношения.

6. Формирование умения и навыки.

Особенность методик данной группы в том, что перед пациентами ставится определенная задача, ему сообщается об умении или навыке, которые он должен сформировать. Сообщается также критерий, с помощью которого он может судить о том, насколько ему это удалось.

7. Проигрывание семейных ролей.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Психологические идеи средневековой Европы
В это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального наследия Аристотеля. Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского(1225-1274), которое б ...

Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
В данное время одним из принципов реализации образования является принцип гуманизации, заключающийся в том, что человек является наивысшей социальной ценностью и педагог обязан раскрыть его способности и удовлетворить различные его потреб ...

Взмах
Взмах является грешной техникой, использующей критические субмодальные изменения. Он работает со специфическими поведениями, от которых вы хотели бы избавиться, или реакциями, которые вы не хотели бы воспроизводить. Эту технику хорошо при ...