Когнитивный подход Джорджа Келли

Страница 2

Каждый человек воспринимает действительность при помощи собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, то человек скорее всего сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтверждается, то конструкт скорее всего будет подвержен пересмотру или вообще может быть исключен. Каждый человек обладает такой уникальной конструктной системой (личность). Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события, абсолютно идентичные люди, будь даже они близнецами интерпретируют события по-разному. Каждый человек понимает действительность, опираясь на своего личного уникального конструкта. И люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личных конструктов , соответственно поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.

И естественно, что Келли считал – система конструктов каждого человека уникальна, и люди расходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов. Различие также состоит и в том, как люди организуют свои конструкты. А они в свою очередь организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчинении, либо в подчинительной позиции относительно других частей системы. И все это весьма индивидуально, так как конструкты в системе одного человека не обязательно занимают такое положение в системе другого человека. Келли предположил, что если мы будем знать как человек организовал свои конструкты, то мы сможем правильно судить о его поведении. Т.е. узнать личность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. «Личность понимается как организационная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события».

Люди имеют несколько конструктов, и они должны выбирать какой конструкт использовать для прогноза событий. Если человек стоит перед выбором конструкта, то он выбирает то, что наиболее вероятно, либо расширяет его понимание мира, либо уточняет конструктную структуру. Из этого выходит, что человек, делает выбор, опираясь на прежний опыт и использует конструкт знакомым способом или же включает выбор такой альтернативы, которая позволяет расширить понимание событий и увеличит диапазон применимости конструкта, использует конструкт для прогноза события, которое ему ранее было неизвестно.

Следуя логической цепочке можно сказать, что если человек изменит свои конструкты, то он изменит свое поведение и свою жизнь. Конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать последовательность событий. Те конструкты, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются. Но изменить свои конструкты трудно, страшно, а иногда даже невозможно, поэтому человек пытается изменить мир, других людей, чтобы они соответствовали его предубеждениям и конструктам. А эмоциональное состояние угрозы возникает, если человек осознает, что его конструктная система может быть существенно изменена вследствие каких-то событий. Враждебность, склонность вести себя мстительно по отношению к другим возникает тогда, когда человек вместо признания того, что его ожидания насчет других людей нереалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается других заставить вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Специфика учебной мотивации студента
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, наприме ...

Категория образа в психологии
Одна из главных проблем общей теории образа – природа образа, отношение между ним и его источником. В некоторых направлениях психологии образ рассматривается как продукт спонтанной работы мозга или произвольной деятельности субъекта. При ...

Теоретические аспекты развития интеллектуальных способностей младших школьников
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит интеллектуализация всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятел ...