Когнитивное развитие человека

Страница 3

Хотя Валлон не признает единого ритма развития всех детей, он все же выделяет периоды со своими признаками и особенностями взаимодействия ребенка с другими людьми. Итак, рассмотрим последовательные стадии детства по Валлону:

1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) – стадия рефлексов, которые автоматически развиваются в ответ на раздражения, а затем уже появление условных рефлексов;

2. Эмоциональная стадия (с 6 до 10 месяцев) – здесь уже идет накопление эмоций, таких как: страх, гнев, отвращение, радость и другие. А эмоции тесно связаны с движением, что у маленького ребенка свидетельствует о психической жизни. Ребенок еще не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей.

3. Начало практического мышления (с 10 до 14 месяцев) – ребенок начинает узнавать звуки, жесты, слова, выражать свои желания словами и жестами.

4. Проективная стадия ( с 14 месяцев до 3 лет) – благодаря овладению речью и ходьбой у ребенка происходит развитие независимости. Он уже способен исследовать и воздействовать на объекты названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Здесь уже происходит переход от действия к мысли, и это становится возможным благодаря подражанию. Показывается связь социума и психики ребенка посредством действия подражания по образу действия других людей и также действия по социальной модели. Реакции ребенка должны быть дополнены и поняты взрослым человеком.

5. Персоналистская стадия (с 3 до 6 лет). Эта стадия включает в себя 3 периода:

а) период противопоставления, который происходи в 3 года. У ребенка появляется потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность, что приводит его ко многим конфликтам, так как ребенок противопоставляет себя другим и самоутверждает себя и при этом невольно оскорбляет окружающих людей, проявляет непослушание. Этот кризис необходим в развитии ребенка, так как ребенок с этого момента начинает осознавать свою внутреннюю жизнь. Одновременно с этим ребенок приобретает способность различать предметы по форме, цвету, размерам;

б) период нарциссизма ( в 4 года) – проявление усиленного интереса к самому себе. Ребенок стремится показать себя в выгодном свете, верит в свои сверхспособности, упорствует в достижении своих желаний и целей. А восприятие его становится более абстрактным, он способен различать лини, графические обозначения;

в) период подражания ( в 5 лет) – в этот период воспитание ребенка должно быть насыщено «симпатией», так как ребенок проявляет внимание в людям, к миру, а также испытывает привязанность к людям. Немаловажный факт заключается в том, что если в этот период лишить ребенка привязанности к людям, то он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний. В этот период ребенок также подражает и усваивает роли, придумывает себе героя.

6. Учебная стадия (с 6 до 12 лет) – ребенок поворачивается к внешнему миру, осваивает знания о вещах, их свойствах, различных формах активности. Мышление становится более объективным и формируются умственные умения и операции.

7. Стадия полового созревания. На этот этапе у подростка внимание сосредотачивается на себе, на своих потребностях, утверждает свою независимость. Он пытается найти свое значение и оправдание в различных общественных отношениях. Таким образом, можно сказать, что на этом этапе заканчивается подготовка к жизни, которую составляет детство. А в когнитивном плане развивается способность к рассуждениям и связыванию абстрактных понятий.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Активное и пассивное внимание
Активным вниманием называются случаи внимания посредственного, т.е. апперцептивного, в котором значение и роль впечатления зависят от того смысла, который мя сами в него влагаем. Но лучше называть активным вниманием лишь те случаи, в кото ...

Классификация основных методов психологического исследования
В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы: 1. Всеобщий метод научного исследования – диалектический. В это ...

Изучение временной динамики конфликтного потенциала личности.
Оценка различий между группами испытуемых по О критерию Розенбаума. В соответствии с гипотезами исследования, мы предполагаем, что конфликтный потенциал личности в процессе профессиональной ^| деятельности обнаруживает некоторую динамику ...