Этапы исследования

Страница 2

6. Если ребенок фиксирует внимание на том, например, что малышам понравится игрушка («чтобы малышам понравилось»; «чтобы малыши обрадовались», «дети же маленькие, надо сделать игрушки одинаковыми, а то они будут плакать», «надо сделать, чтобы всем малышам хватило»), то это свидетельствует об учете более широкой ситуации деятельности, ее заданного мотива.

Методика «Вертушки»

Цель: выявление факторов, влияющих на протекание деятельности и их соотношения с общей структурой деятельности. (Приложение 2)

Основными параметрами анализа выполнения реальной деятельности по данной методике являются следующие:

1. Какие компоненты предстоящей деятельности ребенок выбирает до начала ее осуществления, т. е. что из структуры деятельности является для него наиболее предпочитаемым (в идеальном плане представления деятельности).

2. Какие компоненты деятельности на фоне или среди других ее механизмов реально играют во всем процессе ее осуществления регулирующую роль. В сущности, речь идет о реально детерминирующих деятельность компонентах структуры деятельности (и, прежде всего, цель — продукт — объект, операция или действие, и даже «делание») — т. е. сам процесс выполнения действий (либо одного действия).

3. Конкретные механизмы, которые наряду с ведущим компонентом, на фоне его или, вопреки ему, определяют процесс осуществления деятельности.

4. Выполнение заданных требований.

5. Наличие и выполнение своего намерения.

6. Учет «других» (согласно методике — малышей, для которых дети изготовляют вертушки).

7. Особенности рефлексии деятельности в процессе ее осуществления.

8. Особенности осознания деятельности после ее осуществления, что включает ответы на вопросы: а) что больше понравилось делать; б) что любит делать больше всего (т. е. вопрос задается в отрыве от деятельности, но все же после ее осуществления); в) что хотел бы больше всего делать (предлагается выбор согласно структуре и содержанию выполненной дея- тельности).

Сопоставляются эти разные показатели детерминации деятельности, их отношение в процессе ее выполнения и разное отношение реальной деятельности и самосознания (в плане осознания своей деятельности, предпочтений, детерминирующих факторов и т. д. в разных описанных выше условиях: в реальной деятельности, в отрыве от деятельности, до и после ее выполнения, в «зажатой» и конфликтной ситуациях и т. д.).

Данные исследований заносятся в протокол отдельно на каждого ребенка по каждому заданию (Приложение 3).

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов
Сложность и неоднородность природы личностных смыслов, двойственность источников их порождения, формирования и развития, разноплановость выполняемых ими функций предполагает их функционирование в качестве сложной многоуровневой системы. Б ...

Теория структурного баланса Ф. Хайдера
Теория структурного баланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии. Автор теории – Ф. ...

Основные направления отечественной психологии XIX начала XX века
Ткань национального самосознания пронизывали различные направления во взглядах на предназначение русского народа, на рабство и свободу человека. Их конфронтация имела социоэкономическую подоплеку. Одни выражали интересы обездоленного русс ...