Деятельность как базовое основание

Страница 1

Проблема деятельности волновала ученых как никакая другая. Исследования деятельности проводились как в теоретическом, так и эмпирическом планах и были направлены на изучение как общих вопросов, так и различных конкретных видов деятельности. Деятельностный подход получил широкое распространение. Согласно данному подходу именно деятельность представляет предмет психологии, а следовательно, определяет формирование всех сфер психического развития человека[25]. Из деятельности, таким образом, выводятся или вернее к ней сводятся все психические функции (восприятие, мышление и др.). Например: механизмом зрительного восприятия оказывается движение глаза, механизмом слухового восприятия и в частности звуковысотного слуха является движение голосовых связок и т. п. Возрастное развитие также обусловлено (согласно данному подходу) развитием так называемой ведущей деятельности как определяющей возрастные новообразования и т. д.

Разные авторы представляли психологическое изучение деятельности по-своему. По П.Я. Гальперину специфически психологическим предметом изучения деятельности служит ориентировочная основа деятельности, по Л. Н. Леонтьеву — смысловые аспекты деятельности, А. Г. Асмолов, Б. В. Зейгарник относили к ним смысловые образования личности. В дальнейшем стало очевидным, что предмет психологии не сводится к исследованию деятельности, даже с вышеуказанными « добавками », что деятельность является лишь одной из проекцией предмета психологии наряду с другими проекциями (сознанием, взаимоотношением людей и общением [6, 14, 16, 19, 44].

В нашей работе мы опираемся на позицию Непомнящей, которая предлагает рассматривать деятельность как форму функционирования, детерминированную, во-первых, социально, во-вторых, — личностно.

Деятельность как социальная и индивидуальная форма

функционирования характеризуется определенной структурой,

обеспечивающей вплетенность индивидуальной формы в социальную кооперированную деятельность. Последняя осуществляется как системно-

организованная целостная форма существования и функционирования социума [25].

Диагностику индивидуальной структуры деятельности мы представляем

в следующей схеме:

м - ц - о - д - п,

где М—мотив, Ц—цель, О — объект, Д — действие, П—продукт.

Мотив характеризует то, ради чего (кого) осуществляется деятельность.

Цель дает представление о том продукте, который должен быть получен в результате данной деятельности.

Объект — все материальные компоненты деятельности.

Действия характеризуют операциональную сторону деятельности.

Продукт — результат, соответствующий цели и мотиву.

Приведенная схема отражает полную и нормативную (т. е. соответствующую социальным требованиям) структуру деятельности. В

полной структуре детерминирующую роль играют мотив и цель (и взаимосвязь между ними). Однако полной нормативной структуре далеко не всегда соответствует индивидуальная структура деятельности. Определяют ее компоненты полной структуры деятельности, которые в ней присутствуют, выделяются и играют в ней детерминирующую роль. Так, Непомнящая говорит о том, что известно, что у детей до 3—4 лет в деятельности не выделены детерминирующие компоненты, т. е. в каком-то смысле она не структурирована. Ребенок воспроизводит такие действия с такими объектами, так как они имели место в его опыте. Иными словами он воспроизводит конкретную ситуативную деятельность (точнее, действия), которую выполнял раньше. Примерно к 4-м годам в деятельности большинства детей возникает выделенность объекта, материала, которые детерминируют протекание деятельности. Мотив и цель не выполняют регулирующей функции. Например, задумав, например, построить город из кубиков с домами определенного цвета, дети легко могут отойти от этой цели и, исходя от того, какие кубики у них остались или лежат перед ними, начинают строить «забор» и другое, соответствующее находящимся у них в наличии кубикам. К 5—6 годам выделяются и выполняют регулирующую функцию действие, операции; в 6—7 лет у многих детей (не у всех) выделяются действия и объект. Однако, и здесь цель часто не достигается, не регулирует процесс протекания деятельности. Положение о том, что у детей 6—7 лет не сформирована произвольная деятельность, общеизвестно. Целенаправленная, регулируемая мотивом и целью, т. е. полная структура деятельности или произвольная деятельность развивается далеко не у всех.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Исследование восприятия программы телезрителями
В соответствии с целью работы мной был проведен опрос 50 жителей города Пензы на тему об особенностях и их мнении по поводу программы «Звезды на льду». Объект исследования – жители города Пензы Предмет исследования – мнение жителей горо ...

Влияние французской революции на развитие учения о слабоумии
18век – французская революция дала начало новой исторической эпохе. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие во всех областях знаний. С XVIII в. началось изучение и анализ выраженных нарушений умственного развития (психиатры - ...

Подготовительная беседа с родителями, предшествующая проведению психотерапии с ребенком
Врачи часто имеют обыкновение ставить более тяжелый диагноз, чем это необходимо. Такая практика вызывает большие сомнения, однако, для врачей она имеет следующие преимущества: если благодаря психотерапии будут достигнуты улучшения, то эт ...