В рассматриваемом вопросе, будет рассмотрена структуре пед. процесса, единицей которого будет считаться урок.
Е. Горб отмечает, что структуру урока характеризуют её компоненты (из каких частей состоит); их последовательность (порядок размещения этих частей); взаимосвязь (как эти части между собой связаны). По мнению этого педагога выделяется внешняя организация (макроструктура), выражающаяся в опросе учащихся, объяснении нового материала, повторения, закрепления. Исследовательница придерживается мнения, что каждый тип урока имеет свою, присущую только ему, макроструктуру. В ней присутствуют постоянные, чётко выраженные элементы, которые в пределах соответствующего типа не претерпевают значительных изменений.
Кроме основных макроэтапов, каждый тип урока имеет ещё и внутреннюю микроструктуру урока.
Планируя микроструктуру уроков, на первое место, следует ставить уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий. Если класс хорошо подготовлен к самостоятельной учебной деятельности и может успешно развязывать проблемные задания, к микро структуре урока ещё необходимо добавить ряд последовательных заданий для самостоятельной работы. Если к этой работе ученики ещё не готовы, учитель обязан выбирать другие формы обучения.[16]
По мнению В.И. Бондаря без представления общей структуры урока, независимо от конкретных условий, невозможно проектировать уроки различных типов[17]. Дидактик соотносит структуру процесса учёбы с типами уроков и говорит о том, что если любой тип урока развернуть поэтапно, проанализировать эту структуру с позиции системного подхода, то можно прийти к выводу, что описание урока не представляет собой его структуру, хотя и носит название «структура урока».[18] В соответствии с этим В.И. Бондарь выделяет три части описания урока:
атрибутивная, которой определяется тип урока и заложенный в нём психологический механизм усвоения;
констатирующая – последовательность разворачивания его основных этапов;
описательная – ход урока по этапам работы учителя и учеников.[19]
И.П. Подласый выделяет также три этапа пед. процесса, говоря, что «педагогический процесс имеет повторяющийся характер»:
1. подготовительный;
основной;
заключительный.
На подготовительном этапе педагог создаёт условия для протекания процесса. Учитель выделяет и ставит перед учащимися определённые задачи, объясняет изучение развития процесса, прогнозирует достижения, проектирует и планирует развитие процесса.
На этапе выделения и постановки задач учитель выявляет противоречия между требованиями общей педагогической цели и частными возможностями учеников, ставит путь разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.
В постановке цели и определении задач помогает процедура, направленная на выявление условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс – диагностика. Главной задачей диагностики является выявляется выявление причин, которые будут помогать препятствовать достижению поставленной цели. Диагностика помогает выявить реальные возможности педагога и учащегося, уровень их подготовки, условия протекания процесса, многих важных других обстоятельств.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов пед. процесса. Прогнозирование в заранее подготовленной оценке результатов.
Завершительным этапом подготовки является план. План всегда зависит от конкретных условий. Планы в пед. процессах имеют определённый срок действия. Т.е. план – это итоговый документ, в котором определено что и когда нужно делать учителю и обучаемому.[20]
Другие статьи:
Когнитивная терапия депрессии
Аарон Бек родился в 1921 году в семье евреев-эмигрантов из России. Тремя годами раньше, во время эпидемии гриппа, его родители потеряли свою единственную дочь, из-за чего он с детства с болью наблюдал за депрессивным состоянием своей мате ...
Фонетический барьер
Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях:
1. когда говорят на иностранном языке;
2. используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;
3. когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.
Преодолет ...
Проблема социально-психологических свойств личности в современной
социальной психологии
Понятие «личность» имеет несколько сотен различных определений и является настолько сложным, что наиболее точно охарактеризовать этот термин следует не дифференцированно, а в соотнесении со структурой личности.
В теориях черт личность че ...