Психологические идеи эпохи Просвещения

Страница 2

В отличие от "статуи" Кондильяка, врач Жюльен Ламетри(1709-1751) предложил образ "человека-машины". Из него явствовало, что наделять организм человека душой столь же бессмысленно, как искать ее в действиях машины. Декарт устранил душу из организма животных. Ламетри доказывал, что не нуждается в ней и человеческий организм, с которым сопряжены психические способности; они являются продуктом его машиноподобных действий.

Другими лидерами движения за новое мировоззрение выступили К.Гельвеций

(1715-1771), П.Гольбах

(1723-1789) и Д.Дидро

(1713-1784). Отстаивая принцип возникновения духовного мира из мира физического, они трактовали наделенного психикой человека-машину как продукт внешних воздействий и естественной истории.

В человеке передовые французские мыслители видели венец природы. Главная практическая идея французского материализма состояла в утверждении решающей роли воспитания и законов в формировании человека. Яркое и страстное обоснование этой идеи содержалось в сочинениях Ж.-Ж. Руссо(1712-1778) и К. А. Гельвеция

.

Заслугой Руссо явилось то, что он привел в целостную картину все известное к этому времени о природе ребенка, о его развитии. Руссо пришел к мысли о том, что существуют не только индивидуальные, но и общие для всех детей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе. Исходя из этого, он создал первую развернутую периодизацию развития.

В теориях французских энциклопедистов большое значение имели взгляды на природу биологического и социального. Гельвеций приходил к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения. Такой подход был связан с его концепцией о всеобщем равенстве людей, индивидуальные различия которых являются лишь результатом разного социального положения и воспитания. Отсюда его концепция случая: гениями или глупцами людей делают обстоятельства, в которых они случайно оказываются.

Завершающий период в развитии французского материализма представлен врачом-философом П.Кабанисом

(1757-1808). Ему принадлежит формула, согласно которой мышление – функция мозга

. Свой вывод Кабанис подкреплял наблюдениями за конвульсиями казнимых на гильотине: движения обезглавленного тела имели, по его мнению, рефлекторный характер и не осознавались, ибо сознание – функция мозга. К внешним продуктам мозговой деятельности он относил выражение мысли словами и жестами; за самой же мыслью, подчеркивал он, скрыт неизвестный нервный процесс.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Понятие личности и структура личности
Понятие "личность" многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. каждая из наук изучает его в своем специфическом аспекте. На вопрос, что так ...

Становление этнической психологии в России
В России этнопсихологические исследования первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Объектом познавательного интереса этническое самосознание русского народа стало выступать в эпоху русского Просвещения. Воспитание н ...

Решение проблем структурных коммуникаций
Для снижения отрицательного воздействия этих проблем организация может использовать следующие приемы: 1) постоянное регулирование информационных потоков путем создания банка информационных данных, внутреннего рынка информации, пунктов от ...