В отличие от "статуи" Кондильяка, врач Жюльен Ламетри(1709-1751) предложил образ "человека-машины". Из него явствовало, что наделять организм человека душой столь же бессмысленно, как искать ее в действиях машины. Декарт устранил душу из организма животных. Ламетри доказывал, что не нуждается в ней и человеческий организм, с которым сопряжены психические способности; они являются продуктом его машиноподобных действий.
Другими лидерами движения за новое мировоззрение выступили К.Гельвеций
(1715-1771), П.Гольбах
(1723-1789) и Д.Дидро
(1713-1784). Отстаивая принцип возникновения духовного мира из мира физического, они трактовали наделенного психикой человека-машину как продукт внешних воздействий и естественной истории.
В человеке передовые французские мыслители видели венец природы. Главная практическая идея французского материализма состояла в утверждении решающей роли воспитания и законов в формировании человека. Яркое и страстное обоснование этой идеи содержалось в сочинениях Ж.-Ж. Руссо(1712-1778) и К. А. Гельвеция
.
Заслугой Руссо явилось то, что он привел в целостную картину все известное к этому времени о природе ребенка, о его развитии. Руссо пришел к мысли о том, что существуют не только индивидуальные, но и общие для всех детей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе. Исходя из этого, он создал первую развернутую периодизацию развития.
В теориях французских энциклопедистов большое значение имели взгляды на природу биологического и социального. Гельвеций приходил к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения. Такой подход был связан с его концепцией о всеобщем равенстве людей, индивидуальные различия которых являются лишь результатом разного социального положения и воспитания. Отсюда его концепция случая: гениями или глупцами людей делают обстоятельства, в которых они случайно оказываются.
Завершающий период в развитии французского материализма представлен врачом-философом П.Кабанисом
(1757-1808). Ему принадлежит формула, согласно которой мышление – функция мозга
. Свой вывод Кабанис подкреплял наблюдениями за конвульсиями казнимых на гильотине: движения обезглавленного тела имели, по его мнению, рефлекторный характер и не осознавались, ибо сознание – функция мозга. К внешним продуктам мозговой деятельности он относил выражение мысли словами и жестами; за самой же мыслью, подчеркивал он, скрыт неизвестный нервный процесс.
Другие статьи:
Личностное развитие детей дошкольного возраста
Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности ...
Особенности личности детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков
Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональност ...
Статистический анализ экспериментальных данных
Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента Статистические методы применяются при обработке материалов психологических исследований для того, чтобы извлечь из тех количественных данных, которые получены в эксперимен ...