В отличие от "статуи" Кондильяка, врач Жюльен Ламетри(1709-1751) предложил образ "человека-машины". Из него явствовало, что наделять организм человека душой столь же бессмысленно, как искать ее в действиях машины. Декарт устранил душу из организма животных. Ламетри доказывал, что не нуждается в ней и человеческий организм, с которым сопряжены психические способности; они являются продуктом его машиноподобных действий.
Другими лидерами движения за новое мировоззрение выступили К.Гельвеций
(1715-1771), П.Гольбах
(1723-1789) и Д.Дидро
(1713-1784). Отстаивая принцип возникновения духовного мира из мира физического, они трактовали наделенного психикой человека-машину как продукт внешних воздействий и естественной истории.
В человеке передовые французские мыслители видели венец природы. Главная практическая идея французского материализма состояла в утверждении решающей роли воспитания и законов в формировании человека. Яркое и страстное обоснование этой идеи содержалось в сочинениях Ж.-Ж. Руссо(1712-1778) и К. А. Гельвеция
.
Заслугой Руссо явилось то, что он привел в целостную картину все известное к этому времени о природе ребенка, о его развитии. Руссо пришел к мысли о том, что существуют не только индивидуальные, но и общие для всех детей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе. Исходя из этого, он создал первую развернутую периодизацию развития.
В теориях французских энциклопедистов большое значение имели взгляды на природу биологического и социального. Гельвеций приходил к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения. Такой подход был связан с его концепцией о всеобщем равенстве людей, индивидуальные различия которых являются лишь результатом разного социального положения и воспитания. Отсюда его концепция случая: гениями или глупцами людей делают обстоятельства, в которых они случайно оказываются.
Завершающий период в развитии французского материализма представлен врачом-философом П.Кабанисом
(1757-1808). Ему принадлежит формула, согласно которой мышление – функция мозга
. Свой вывод Кабанис подкреплял наблюдениями за конвульсиями казнимых на гильотине: движения обезглавленного тела имели, по его мнению, рефлекторный характер и не осознавались, ибо сознание – функция мозга. К внешним продуктам мозговой деятельности он относил выражение мысли словами и жестами; за самой же мыслью, подчеркивал он, скрыт неизвестный нервный процесс.
Другие статьи:
Лидерство, руководящие должности и пол
Гендерная психология лидерства как научное направление начала интенсивно формироваться под влиянием феминистского движения с середины 1970-х гг., прежде всего американскими, австралийскими и западно-европейскими учеными, хотя и ранее этот ...
Понятие об образе
Образ является одной из фундаментальных и массовых проявлений психического. Это логическое ядро определения категории «сознание», основной компонент в его структуре (А.Н. Леонтьев). Категория образа неотделима от категорий субъект, мотив, ...
Аналитическая психология. Основные положения
Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических направлений, выдвигающих идею о зависимости психики от сознания и стремящихся обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики ...