Принципы психологической мысли XVII в

Страница 1

XVII век стал эпохой коренных изменений в социальной жизни Западной Европы, веком научной революции и торжества нового мировоззрения.

Его провозвестником был Галилео Галилей

(1564-1642), учивший, что все, что происходит в мире, следует объяснять только законами механики.

Рене Декарт: рефлексы и "страсти души"

. Первый набросок психологической теории, использовавшей достижения геометрии и новой механики, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту

(1596-1650). В своих исследованиях Декарт ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Он ввел понятие рефлекса

, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Его теория объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе. Одно из важных для психологии сочинений Декарта называлось "Страсти души". Под "страстями" подразумевались "страдательные состояния души" – все, что она испытывает, когда мозг сотрясают "животные духи" (прообраз нервных импульсов), которые приносятся туда по нервным "трубкам". Иначе говоря, не только мышечные реакции (рефлексы), но и различные психические состояния производятся телом, а не душой.

Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание.Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке. Следует сомневаться во всем – естественном и сверхъестественном. Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: "Я мыслю". А из этого неумолимо следует, что существует и носитель этого суждения – мыслящий субъект. Отсюда знаменитый декартов афоризм "Cogito, ergo sum" ("Мыслю – следовательно, существую). Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей: идей, порожденных самим человеком, идей приобретенных и идей врожденных. Идеи, порожденные человеком, связаны с его чувственным опытом, являются обобщением данных наших органов чувств. Приобретенные идеи основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей, но лишь врожденные идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных законах его развития. Такой подход к познанию получил название рационализма

, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией

.

Способ взаимодействия души и тела Декартом было названо психофизическим взаимодействием

. Он считал, что тело влияет на душу, пробуждая в ней "страдательные состояния" (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту "машину" работать и изменять свой ход.

Декарт создал новую форму дуализма

в виде отношения души и тела, разделил чувства на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. Результатом его подобных рассуждений стала концепция "двух психологий" - объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряжённым с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу - понимаем.

Бенедикт Спиноза: Бог – Природа

. Одним из первых оппонентов Декарта выступил голландский мыслитель Барух (Венедикт) Спиноза

(1632-1677), который учил, что бессмысленно представлять человека местом встречи телесной и духовной субстанций, как это делал Декарт. Целостность человека не только связывает его духовную и телесную сущности, но и является основой познания окружающего мира – доказывал Спиноза. Как и Декарт, он был убежден в том, что именно интуитивное знание является ведущим, так как интуиция дает возможность проникать в сущность вещей, познавать не отдельные свойства предметов или ситуаций, но общие понятия. Интуиция открывает безграничные возможности самопознания. Однако, познавая себя, человек познает и окружающий мир, так как законы души и тела одни и те же.

Попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлена в его главном труде - "Этика". В нём поставлена задача объяснить, всё многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится всё многообразие эмоциональных состояний; при этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль её уменьшает.

Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного

. Как и Спиноза, он выступал за целостный подход к человеку. В основе этого единства, по мнению Готфрида-Вильгельма

Лейбница

(1646-1716), лежит духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества монад (от греч. "монос" – единое). Каждая из них "психична" и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Согласно Лейбницу, "убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, является источником величайших заблуждений". В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций", или неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память. Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются. Это область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного. Рациональная интуиция открывает содержание идей, которые находятся в апперцепции, поэтому эти знания являются ясными и обобщенными. Доказывая существование бессознательных образов, Лейбниц не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что она связана преимущественно с осознанными идеями. На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, получившей название психофизического параллелизма

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Идеалистические и гуманистические философские концепции Сократа, Платона, Аристотеля
Философское представление Сократа. Сократ (470-399 года но н. э.) - сын каменщика - был мастером устой традиции. Наиболее полное представление о его идеях мы получаем из "диалогов" его ближайшего ученика Платона. Достоверно изве ...

Использование реакций переноса
Психотерапевт может допускать, чтобы на него возникали негативные реакции, но не должен вызывать их преднамеренно. Следует отмечать признаки гнева, разочарования и фрустрации, которые пациент переживает в ходе психотерапевтических отношен ...

Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста
Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственно ...