Кризис психологии и новые требования, предъявляемые к качеству психологических методов

Психология: Статьи и материалы » История развития и становления психодиагностики в России » Кризис психологии и новые требования, предъявляемые к качеству психологических методов

Страница 2

Вторая половина 1970-х гг. знаменуется возрастающим интересом исследователей к проблемам психодиагностики, прежде всего к зарубежным методикам. Психодиагностика признаётся в качестве одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов, становится неотъемлемым элементом их обучения.

В 1980-е годы и вплоть до распада СССР в 1991 году в советской психодиагностике становится «привычным» делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами. У пользователей тестов сформировался «дилетантски потребительский» подход к психодиагностическому инструментарию, тот подход, когда научный анализ методик заменяется простым описанием и применением, когда психолог-практик, а часто просто дилетант, измеряя с помощью иностранного тес, например, интеллект, весьма смутно представляет себе, как теоретически описывается это понятие автором теста, каковы надежность и валидность методики, не располагает нормативными данными, наконец, не осведомлён об этике работы с людьми.

Дифференциально-психологические исследования в СССР признавались как не имеющие какой-либо «серьёзной теоретической основы, которая объясняла бы происхождение и развитие самих индивидуальных различий» (В.М,Русалов, 1991). С точки зрения Б.М.Теплова и его последователей, индивидуально-психологические различия по чертам личности, интеллекту, фиксируемые с помощью тестов, должны рассматриваться как случайные. Они не могут быть отнесены к собственно индивидуальным до тех пор, ока е будет доказана их связь со свойствами нервной системы и установлено их устойчивое «поведенческое» проявление – на вегетативном, электроэнцефалографическом, моторном и т.д. уровнях» (Русалов В.М.).

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Когнитивно-поведенческий подход к расстройствам личности
В последнее время поведенческие (Linehan, 1987a, b; Linehan, Armstrong, Allmon, Suarez & Miller, 1988; Linehan, Armstrong, Suarez & Allmon, 1988) и когнитивно-поведенческие психотерапевты (Fleming, 1983, 1985; Fleming & Pretze ...

Этапы исследования
Таким образом, наше эмпирическое исследование складывалось из четырех этапов. этап. Анализ научной литературы зарубежных и отечественных авторов. этап. Построение методической базы исследования. На этом этапе нами проводилась операциона ...

Рекомендации и пути разрешения проблемы сформированности коммуникативных возможностей у детей с ДЦП
Для того чтобы помочь детям решить проблему общения с окружающими можно использовать образовательные программы. Они построены таким образом, чтобы в процессе их реализации можно было решать весь спектр педагогических задач. Мы предлагаем ...