Идеалистические и гуманистические философские концепции Сократа, Платона, Аристотеля

Психология: Статьи и материалы » История психологии. Античная философия » Идеалистические и гуманистические философские концепции Сократа, Платона, Аристотеля

Страница 1

Философское представление Сократа. Сократ (470-399 года но н. э.) - сын каменщика - был мастером устой традиции. Наиболее полное представление о его идеях мы получаем из "диалогов" его ближайшего ученика Платона. Достоверно известно, что в 399 году до н. э., когда Сократу было около 70 лет, его осудили и приговорили к смерти, обвинив в "нечестии и развращении умов".

С именем Сократ связано изменение проблематики философских учений античности. Он осуществил переход от анализа сущности природы и мировоздания к рассмотрению вопроса о том, что такое человек, в чем его сущность.

Определяя природу человека, Сократ установил приоритет познавательных способностей человека и нравственного начала в человеке: "человек - это его душа, то есть разум и нравственное поведение". Таким образом, возникли две наивысшие ценности, которые до сих пор составляли основание образа идеального человека в европейской культуре.

Согласно Сократу над человеком есть субстанция - "Божественный разум, который является началом и единственной причиной всех вещей". В каждом человеке, "в тайниках его души", хранится знание, которое можно актуализировать и освободить от ложных мнений с помощью специального искусства, майевтики (дословно - родовспоминание; надо отметить, что мать Сократа была повитухой).

Сократ придерживался мнения, что душа и тело разделены: душа - это разум, она бессмертна и божественна, тело - только инструмент на службе у души.

Учение Платона (427-347 года до н. э.).Идеалистическое понимание души достигло наивысшего развития в философии Платона - ближайшего ученика Сократа. Творческое наследие Платона (36 работ, написанных в форме диалогов) сохранились почти полностью, поэтому историки имеют достаточно целостное представление о философии этого ученого.

Центральным понятием концепции Платона является понятие "мира идей", идеального, вечного, истинного бытия, которое стоит над материальным миром, миром чувственных вещей или миром небытия. Материальный мир переходящ, тленен и в истинном смысле слова не существует. Платон прибег к следующему доказательству существования мира идей: человеческий разум имеет образы вещей, у которых есть источники в виде реальных предметов внешнего мира, но разум соержит также понятия, которые не имеют опоры, источников в мире внешней реальности.

Душа - это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувственных воспринимаемых) вещей. В своем истинном состоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким образом жизнь души циклична и бесконечна. Душа сохраняет опыт телесных воплощений и может страдать, покинув тело, что заставляет человека остерегаться безнравственных поступков. И все же в зависимости от того, насколько нравственно прожита жизнь, последующего телесного воплощение души может быть различным ("тот, кто предавался распутству и пьянству ., перейдут, вероятно, в породу волков или других хищников .").

Философское учение Аристотеля. Аристотеля (384-322 года до н. э.) считают учеником Платона, однако он не являлся приверженцем философии своего учителя в той мере, в какой сам Платон принимал философию Сократа. Аристотель был сыном придворного врача и получил сначала медицинское, а затем философское образование. Таким образом, мировоззрение сформировалось до встречи с Платоном. Аристотель заложил основы современно-научного понимания мира.

Согласно философской концепции Аристотеля, мир есть результат взаимодействия двух начал, материи, пассивной субстанции и формы, активного начала, которое обладает организующей функцией относительно материи. Форма составляет сущность вещей.

Душа - это форма, или организующее, управляющее начало живой материи; кроме того, душа - это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель (например, зрение - это функция глаза и одновременно его душа). Четыре понятия - материя, форма, причина и цель - обьеденены в философии Аристотеля в одно - энтелехия. Душа и тело существуют слитно, так как душа является сущностью тела. Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом, и она смертна, другая часть имеет божественную сущность, и жизнь ее циклична (как и в философском учении Платона).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Почему мы спорим
Мужчины и женщины обычно спорят по поводу денег, секса, принятия решений, программы и расписания различных дел, моральных и иных ценностей, воспитания детей и распределения домашних обязанностей. Однако эти споры частенько переходят в оди ...

Фонетический барьер
Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях: 1. когда говорят на иностранном языке; 2. используют большое число иностранных слов или специальную терминологию; 3. когда говорят быстро, невнятно и с акцентом. Преодолет ...

Определение конфликта
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой без­надежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, ...