Основные психологические признаки труда

Психология: Статьи и материалы » История психологии труда » Основные психологические признаки труда

Выделим основные психологические признаки труда:

1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата.

Способность предвосхищать результат деятельности очень разви­та у человека и не свойственна ему как субъекту труда. Наличие мыс­ленного предвосхищения результата активности еще не делает ее трудом.

Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхи­щаемый результат должен мыслиться как ценный для широкого кол­лектива, т. е. как социально ценный. В связи с обсуждаемым психологическим признаком труда важно отметить, что слово «предвосхищение» указывает одновременно и на гностический, и на аффективный компоненты образа результата деятельности. Ведь «восхищение» - это некоторый подъем чувств.

Таким образом, в рассматриваемом признаке можно выделить три относительно самосто­ятельных компонента:

а) более или менее ясное знание о продукте деятельности;

б) более или менее четкое осознание его социальной ценности;

в) более или менее выраженный аффективный тон соответствую­щих знаний, представлений, образов.

2. Сознание обязательности достижения социально фиксирован­ной цели.

Только лишь сознание обязательности и связанные с этим воле­вые усилия по ее реабилитации специфичны не только для труда. Де­ятельность становится трудом в том случае, если имеются не только идея обязательности, а и внешние по отношению к субъекту формы фиксации целей его деятельности и формы социального санкциони­рования, одобрения этих целей. Ведь сознание обязательности и мо­билизация волевых усилий могут характеризовать и деятельность по реализации чисто личных, даже и эгоистических или асоциальных замыслов.

Для детей и подростков социально значимые цели или задания формулируют взрослые люди - роди­тели, учителя, а в отдельных случаях - друзья. Исключением из этого ряда может быть деятельность творческого, поискового ха­рактера, когда субъект сам ставит перед собой цели и определяет задачи.

3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или созда­ние орудий, средств деятельности.

Использование орудий - достаточно общий признак деятельно­сти человека. Своеобразие труда сводится к тому, что его орудия, средства оказываются предметом особого внимания, интереса более или менее широких общностей людей и в связи с этим оказываются очень «живучими» в методическом плане. Они становятся предметом культивирования и, следовательно, культуры народов.

Если иметь в виду определенного, конкретного трудящегося чело­века, то его деятельность тем в большей степени будет иметь, при прочих равных условиях, психологические признаки труда, чем луч­ше он ориентирован в орудийных средствах деятельности - внеш­них и внутренних - и правилах их применения. Короче говоря, чтобы деятельность стала трудом (т. е. той деятельностью, которая создала человека, выделив его из животного мира, и которая про­должает его ваять), недостаточно, чтобы человек взял в руки, ска­жем, лопату, сварочную горелку, встал за пульт робототехнического комплекса, или организовать команду для достижения какой-то цели. В труде предполагаются знания возможностей и ограничений, вариантов применения орудий, средств труда и, следовательно, соот­ветствующий выбор (или знание, что существует наиболее предпоч­тительный вариант или наилучший способ применения их).

4. Осознание межличностных производственных зависимостей, отношений («живых» и овеществленных).

Практически всегда если не объекты, то вещественные орудия труда, условия его скрывают в себе овеществленные межличностные отношения: инструменты кем-то сделаны, кем-то доставлены; мате­риалы кем-то добыты, подготовлены, изготовлены; условия труда кем-то организованы, поддерживаются в норме и пр. Если человек беспечно, бездумно теряет или ломает инструмент, «запарывает» за­готовки, полуфабрикаты, то его деятельность теряет признаки тру­довой, даже если она протекает на штатном рабочем месте. Она при­ближается скорее к так называемым орудийным действиям антро­поидов (высших обезьян), которые могут не только использовать палку, чтобы достать предмет, который их привлек, но и вставить одну палку в другую и этим новым орудием достать недоступную приманку. Но это еще не делает их активность трудовой деятель­ностью.

Этот психологический признак имеет когнитивные и аффектив­ные компоненты (знание о соответствующих межличностных отно­шениях и то или иное эмоциональное сопровождение его).

Другие статьи:

Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России.
По словам современника, "совершившийся в России социальный переворот (Октябрьская революция 1917) должен был повлечь за собой соответствующий переворот в области научной мысли". В новых социально-экономических условиях и в ответ ...

Основные диагностические оси многомерных психиатрических систематик
Распространие многоосевых психиатрических классификаций в нашей стране в значительной степени связано с развитием концепции функционального диагноза (Воловик В.М., 1985). По мнению этого автора, данная концепция предусматривает системный ...

Закономерности развития детской речи
Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного гов ...