Выделение психологии в самостоятельную науку

Психология: Статьи и материалы » История психологии » Выделение психологии в самостоятельную науку

Страница 2

В России одновременно с Вундтом в 60-70х гг. 19 в программу построения психологии на эмпирической основе создал И. М. Сеченов («Рефлексы головного мозга» 1863 г., «Кому и как разрабатывать психологию» 1873 г., «Элементы мысли» 1878 г).

Описательная психология. В период открытого кризиса выступила с идеей, что задачей психологии должно стать не объяснение, а понимание психической жизни человека. К психике не применим естественно-научный подход, метод эксперимента. Понимание шире понятия интроспекции. Понять -это значит оценить субъективные переживания через их смысловые связи с культурой, моралью, правом, религией.

Французская социологическая школа. Показала зависимость высших психических функций (мышления) от социально-культурной обстановки. Изученное представителями этой школы мышление дикарей оказалось принципиально иным, чем у жителя цивилизованной страны.

Необихевиоризм. Возник в 30-е годы. (Эдвард Толмсн, Кларк Халл, Берхаус Скинчер). Скиннер -самый известный и исторически более поздний автор (умер в 1990г.), работал в русле классической формулы бихевиоризма: «стимул-реакция», изучая оперантнос поведение (внешне спонтанное, меняющее среду, являющееся основой появления новых форм поведения). Его предшественник Толмен внес другую новинку в классический бих&виоризм. Он считал необходимым для прогнозирования поведения учитывать нс только параметры внешние (стимулы среды), но и внутренние, связанные с состоянием организма. Возникла формула: стимул - организм - реакция. В качестве внутренних переменных необехивсористами рассматривались потребности, когнитивные карты. Но основополагающий принцип роднит бихевиоризм и необихевиоризм - психика жестко детерминирована объективными материальными условиями. Второй пункт родства - работа в русле проблем научения. Современной тенденцией развития этого направление стало включение социальных переменных в круг изучения. Так возник социально ориентированный бихевиоризм (Альберт Бандура, Джулиан Роттер).

Теория поля Курта Левина - гештальт-теория, примененная к мотивации поведения.

Неофрейдизм, постфрейдизм. (Примечание: всю совокупность теорий, где подсознание трактуется как сильное действующее начало, некоторые историки психологии называют глубинной психологией, а другие историки - психоаналитическими концепциями, созданные «наследниками» и «отступниками» фрейдизма).

Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937). Главный двигатель психической активности - потребность избавиться от чувства неполноценности; а не половой инстинкт, как у Фрейда.

Аналитическая психология Карла Юнга (1875-1961). Главный двигатель - коллективное бессознательное (архетипы ~ врожденные первообразы различных поведенческих программ). Эго-психология (Анна Фрейд, дочь З. Фрейда; Эрик Эриксон). Основным блоком личности в этой теории выступает эго, а не ид. Теории личности Карен Хорни, Эриха Фромма, Генри Меррея.

Гуманистическая психология (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс .).

Женевская школа генетической психологии Жана Пиаже. Самая влиятельная научная школа в сфере изучения интеллектуального развития ребенка.

Когнитивная психология (Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер .). Старинную метафору «человек - это сложно устроенный механизм по типу часов» заменили метафорой «человек - сложно устроенный процессор по переработке информации по типу компьютера».

Гештальт-терапия Фрица Пёрлза.

Межличностная теория психиатрии Гарри Салливена. «Личность - это паттерн ьзаимодействия с окружающими людьми». Эго - система (Я - система) формируется для уменьшения тревоги, но препятствует возможности конструктивного общения с другими. Особенно ярко 'это проявлено у шизофреников.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Результаты исследования
В ходе обследования ребята продемонстрировали готовность сотрудничать со взрослыми, интерес к предлагаемым заданиям, внимание к оценкам работы со стороны психолога. При применении анкетирования нас интересовали вопросы, касающиеся испыту ...

Рекомендации и пути разрешения проблемы сформированности коммуникативных возможностей у детей с ДЦП
Для того чтобы помочь детям решить проблему общения с окружающими можно использовать образовательные программы. Они построены таким образом, чтобы в процессе их реализации можно было решать весь спектр педагогических задач. Мы предлагаем ...

Когнитивная терапия личностных расстройств
В последнее время когнитивная терапия получила дальнейшее развитие благодаря лечению личностных расстройств. Бек и его коллеги считают, что личностные расстройства, например, зависимое и параноидальное расстройства, являются приобретенным ...