Выделение психологии в самостоятельную науку

Психология: Статьи и материалы » История психологии » Выделение психологии в самостоятельную науку

Страница 2

В России одновременно с Вундтом в 60-70х гг. 19 в программу построения психологии на эмпирической основе создал И. М. Сеченов («Рефлексы головного мозга» 1863 г., «Кому и как разрабатывать психологию» 1873 г., «Элементы мысли» 1878 г).

Описательная психология. В период открытого кризиса выступила с идеей, что задачей психологии должно стать не объяснение, а понимание психической жизни человека. К психике не применим естественно-научный подход, метод эксперимента. Понимание шире понятия интроспекции. Понять -это значит оценить субъективные переживания через их смысловые связи с культурой, моралью, правом, религией.

Французская социологическая школа. Показала зависимость высших психических функций (мышления) от социально-культурной обстановки. Изученное представителями этой школы мышление дикарей оказалось принципиально иным, чем у жителя цивилизованной страны.

Необихевиоризм. Возник в 30-е годы. (Эдвард Толмсн, Кларк Халл, Берхаус Скинчер). Скиннер -самый известный и исторически более поздний автор (умер в 1990г.), работал в русле классической формулы бихевиоризма: «стимул-реакция», изучая оперантнос поведение (внешне спонтанное, меняющее среду, являющееся основой появления новых форм поведения). Его предшественник Толмен внес другую новинку в классический бих&виоризм. Он считал необходимым для прогнозирования поведения учитывать нс только параметры внешние (стимулы среды), но и внутренние, связанные с состоянием организма. Возникла формула: стимул - организм - реакция. В качестве внутренних переменных необехивсористами рассматривались потребности, когнитивные карты. Но основополагающий принцип роднит бихевиоризм и необихевиоризм - психика жестко детерминирована объективными материальными условиями. Второй пункт родства - работа в русле проблем научения. Современной тенденцией развития этого направление стало включение социальных переменных в круг изучения. Так возник социально ориентированный бихевиоризм (Альберт Бандура, Джулиан Роттер).

Теория поля Курта Левина - гештальт-теория, примененная к мотивации поведения.

Неофрейдизм, постфрейдизм. (Примечание: всю совокупность теорий, где подсознание трактуется как сильное действующее начало, некоторые историки психологии называют глубинной психологией, а другие историки - психоаналитическими концепциями, созданные «наследниками» и «отступниками» фрейдизма).

Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937). Главный двигатель психической активности - потребность избавиться от чувства неполноценности; а не половой инстинкт, как у Фрейда.

Аналитическая психология Карла Юнга (1875-1961). Главный двигатель - коллективное бессознательное (архетипы ~ врожденные первообразы различных поведенческих программ). Эго-психология (Анна Фрейд, дочь З. Фрейда; Эрик Эриксон). Основным блоком личности в этой теории выступает эго, а не ид. Теории личности Карен Хорни, Эриха Фромма, Генри Меррея.

Гуманистическая психология (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс .).

Женевская школа генетической психологии Жана Пиаже. Самая влиятельная научная школа в сфере изучения интеллектуального развития ребенка.

Когнитивная психология (Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер .). Старинную метафору «человек - это сложно устроенный механизм по типу часов» заменили метафорой «человек - сложно устроенный процессор по переработке информации по типу компьютера».

Гештальт-терапия Фрица Пёрлза.

Межличностная теория психиатрии Гарри Салливена. «Личность - это паттерн ьзаимодействия с окружающими людьми». Эго - система (Я - система) формируется для уменьшения тревоги, но препятствует возможности конструктивного общения с другими. Особенно ярко 'это проявлено у шизофреников.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Взаимодействие психотерапевта и пациента
Клиницистам рекомендуется разъяснять пациентам, что они играют роль не арбитра или судьи, а скорее помощника или партнера в оценке личности. Цель психотерапии состоит в том, чтобы рассмотреть эффективность текущих выборов пациента и обучи ...

Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий
Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательн ...

Общение как взаимодействие
Интepaктивнaя сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями пo поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание peaлизyeтcя в нoвыx пoпыткax р ...