Психологическая мысль в России в 18 веке

Страница 2

Особенно богата психологическими идеями работа "Краткое руководство к риторике" (1744). Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении, об представлениях, страстях "природа, борьба со страстями и роль ума", психологии речи.

Идеи М. Ломоносова развивали Яков Павлович Козельский (октябрь 1728-1794) - философ-материалист, выступавший против крепостничества и религиозной морали, ратовавший за справедливое, общественное устройство, и Александр Николаевич Радищев (1749-1802), также резко обличавший в своих трудах самодержавие и крепостничество.

В условиях усиления крепостного гнёта А. Радищев со всей остротой поставил проблему человека. Он ссылается на труды Гоббса, Декарта, Спинозы, Пристли, Локка, французских материалистов, обобщает успехи естествознания - труды Линнея, Бюффона, опирается на знания по медицине, "водимые светильником опытности". Базой его научных идей было революционно-демократическое мировоззрение. Однако, не меньше, чем материалистические взгляды Радищева, его психологию определяла гуманистическая этика. Полемизируя с дуализмом Декарта, Радищев утверждал, что "все силы и самая жизнь, чувствования и мысль являются не иначе как вещественности совокупны … в видимом нами мире живёт вещество одиноко родное, различными свойствами одарённое…". Он отрицал существование души как самостоятельной субстанции: "То, что называют обыкновенно душой, то есть жизнь, чувственность и мысль, суть произведения вещества единого, коего начальные и составительные части суть разнородны и качество имеют различное…". Психика является функцией известных органов тела - нервов и мозга, и без него невозможно. Большое место в трудах Радищева занимает развитие психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека: он не приспосабливаться к природе, но преобразует её, обладает речью, прямой походкой. Подчёркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественное отличие ощущений человека связывается со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль занятий искусством, вооружённость различными средствами - всё это расширяет возможности органов чувств "до беспредельности". Отдельно указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Особо А. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействие на человека общества (путём подражания и соучастия в переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей. Вопросу о бессмертии души А.Н. Радищев посвящает философский тракт "О человеке, о его смерти и бессмертии", написанный во время ссылки в Сибири. Однако в результате мучительных размышлений, Радищев всё же приходит к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности - "мысленности". Через сомнения, допуская непоследовательности в рассуждениях, Радищев пытается выявить силу, которая обеспечивает единство - "сцепление" - всех составляющих человека частей и сил. Он подчёркивает активную природу человеческого мышления, выражением которой является внимание. Власть человека распространяется не только на мысль: столь же властен человек над своими желаниями и страстями, да и над телом. Всё это приводится как доказательство бессмертия души. "Человек до разрушения тела своего не может ничтожествовать… мысленность его, будучи всех сил естественных превосходнее и совершеннее, исчезнуть не может". Этот вывод, на истинности которого Радищев не настаивает, "мечта ли то будет, или истинность", несёт большую эмоционально-нравственную нагрузку и, являясь уступкой религиозной идеологии, нужен Радищеву - человеку, находящемуся в дали от друзей, глубоко скорбящему о судьбах своего угнетённого народа.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVIIIв. дали начало материалистическим и демократическим традициям отечественной философии и психологии XIX века.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Европейские философы о психологии народов
Проблема этнических различий, их влияния на быт и культуру народов, на жизнедеятельность людей давно заинтересовала исследователей. Об этом писали еще Гиппократ, Страбон, Платон и др. Первые исследователи этнических различий связывали их ...

Управление конфликтными ситуациями в организациях
Модель ведения переговоров, предложенная нидерландским консультантом В. Мастенбруком, разрабатывалась им в течение 10 лет и отражает общую тенденцию 70—80-х годов — поиск новых технологий урегулирования конфликтов в организациях. В данном ...

Демонстративные личности.
Сущность демонстративного или, при более выраженной акцентуации, истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению. Человек может в определенный момент или даже на очень длительное время вытеснить из памяти знание о соб ...