Заключение

Для глубоко религиозного человека Бог или иные сверхъестественные существа нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке.

Бог для верующего — собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минуту жизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит. К иллюзорному общению с Богом человека нередко толкает дефицит общения с людьми, дефицит внимания и сочувствия к его нуждам и потребностям. В процессе религиозного общения, имеющего место в той или иной религиозной общине или конфессии, у верующих постепенно формируется чувство «мы», происходит отделение их последователей от других верующих, верующих от неверующих, которые оцениваются как «они». В результате такого рода процессов и на основе сформировавшихся мнений, представлений, стереотипов у верующих появляется чувство единения, а иногда и превосходства. Далеко не последнюю роль в этом играют богословы и служители культа.

Что же касается современной ситуации в исламском мире, то очень много еще не изученного. Причины обострения отношений религиозных конфессий до конца не исследованы. А ведь для психологии религии это поле для деятельности.

[1] Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб., 2002. С.207

[2] Классики мирового религиоведения. М., 1996.С. 123

[3] Там же.С.137

[4] Маслоу А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.С. 78

[5] Классики мирового религиоведения. М., 1996.С.135

[6]Фромм Э. Типы религии и религиозного опыта. М., 1996. С. 364-375

[7] Классики мирового религиоведения. М., 1996.С.148

[8] Классики мирового религиоведения. М., 1996. С.112

[9] Там же. С.115

[10]Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.С. 34

[11] В.И.Приленский Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М. 1994. С. 255

[12] Классики мирового религиоведения. М., 1996.С.138

[13] Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М., 2006. С.287-290

[14] Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.С.96

[15] Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М., 1998. С. 154

[16] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.С.72

[17]В.В.Лазарев. Этическая мысль в Германии и России. Кант-Гегель-Вл.Соловьев. М. 1997.С.19

[18] http://www.egrk.ru/vera_islam_02.php

Другие статьи:

Дискуссия о предмете социальной психологии.
В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х – начало 60-х гг. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но и помогают более глубоко понять место социальной психологии ...

Самосознание
Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием. Самосознание личности фор ...

Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности использования в библиотерапии
Восприятия, чувства, интересы, возможности здорового и больного человека различны. Практика показывает, что для терапевтической литературы особенно важны: взаимосвязь произведения с актуальным состоянием и проблемами больного, наличие спе ...