Психологическая обстановка в исламском мире

Итак, пришло время по-иному взглянуть на глобальный процесс модернизации, где минусов оказалось больше, чем плюсов. По-новому следует рассматривать и реакцию отторжения мусульманским миром в XX веке по сути западной материалистической модели развития. Надо признать, что исламская культура, оказалась стойкой противницей этой модели. На протяжении всего минувшего столетия она с завидным упорством строила собственную альтернативу[18].

Столь непоколебимая позиция объясняется тем, что, во-первых, мусульманским народам в течение всего XX века пришлось прочувствовать на себе всю жестокость, все разрушительные проявления материалистической модернизации. И, во-вторых, в том, что в самом учении и практике ислама заложен мощный иммунитет против болезней современности. Серьезные кризисы и конфликты, охватившие ныне исламский мир, в большинстве случаев вытекают из социально-экологической дисгармонии, порожденной форсированным индустриально-потребительским развитием. Такие системные кризисы вызревают, как правило, в полутрадиционных полуиндустриалъных странах, независимо от моделей их общественно-государственного устройства.

Подавляющее большинство мусульманских стран сталкивается ныне со схожими проблемами: перенаселенностью городов и плодородных долин, бедностью, насильственными или вынужденными миграциями, монокультурной направленностью сельского хозяйства и сырьевой ориентацией промышленности, функционированием крайне опасных для местных экосистем индустриальных производств, быстрым демографическим ростом, возрастающей нехваткой водно-земельных, продовольственных и энергетических ресурсов. Начало этому бедствию было положено еще в колониальную эпоху. В постколониальный период, предвкушая быстрое процветание, мусульманские страны избрали путь индустриализации промышленности и сельского хозяйства. Однако стартовые условия и возможности Запада и мусульманского Востока оказались неравными. Речь идет не только о формационных, социально-экономических условиях, но и о природно-климатических, демографических и цивилизационных, охватывающих психологию, религию и этику, мировосприятие в целом. В результате к концу XX столетия в мусульманском мире, как и в остальных его частях, человек хозяйствующий нарушил взаимоотношения со своим жизненным пространством. Но "несущая способность" местных экосистем оказалась многократно превышена по сравнению с таковыми в постиндустриальных странах. Под влиянием ускоренной индустриальной модернизации, носившей зачастую уродливые формы, во многих мусульманских государствах вызрели глубинные социально-экологические кризисы, которые подорвали саму основу их дальнейшего поступательного социально-экономического развития. Деградационные процессы в биосфере и социуме вызывали повышенный уровень конфликтогенности, социальной агрессивности, направленной вовне и вовнутрь. Но в мусульманском мире за конфликтами и войнами надо видеть главное - нарастающая тенденция исламизации на постсоветском пространстве и реисламизации на зарубежном Востоке - это прежде всего цивилизационно-культурная, духовная реакция на забвение непреходящих ценностей человеческого бытия и разрушение гармонии мироздания. Это протест против невежества, безнравственности, эгоизма, лжи, лицемерия, цинизма, алчности, бессмысленного расточительства человеческой энергии и природных ресурсов - против всего того, что изначально было чуждо исламскому учению и в борьбе против чего оно, собственно, и рождалось. Связанные в исламе воедино вера, этика и закон сохранили до наших дней среди широких слоев мусульман такие культурно-психологические установки, как: обостренное чувство справедливости, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за настоящее и будущее, трудолюбие, заботу о семье и нуждающихся, осуждение корысти и паразитизма. Этим принципам следуют или стараются следовать миллионы людей. Для них ислам - образ жизни, жизненный уклад, сохраняющий человеческое достоинство и духовное равновесие. Вполне естественно, что, сталкиваясь с противоположной идеологией и практикой, они не принимают их. Чем активнее навязываются неприемлемые стереотипы жизни, тем жестче ответ.

Другие статьи:

Вклад Ладыгиной-Котс в решение проблемы эволюции психики
Для Н.Н. Ладыгиной-Котс проблема филогенетических предпосылок человеческой психики не замыкалась на результатах исследования поведения антропоморфных обезьян. Их восприятие, эмоции, память, интеллект она изучала в широком эволюционном кон ...

Зависимость выраженности психических расстройств в катамнезе от тяжести состояния в инициальном периоде заболевания
Распределение больных по тяжести состояния при катамнестическом обследовании в зависимости от выраженности расстройств на момент выписки представлено в табл. 21. Анализ этих данных свидетельствует, что у подавляющего большинства больных с ...

Укрепление чувства идентичности у клиента
В некоторой степени, более ясное понимание собственных целей, приоритетов, способностей и достижений — это побочный эффект подхода когнитивной психотерапии, заключающегося в выборе специфических целей для психотерапии и активном, уверенно ...