Проведение исследования образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И)

Психология: Статьи и материалы » Исследование образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И) » Проведение исследования образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И)

Начало исследований по методике СОЧ(И) структуры образа человека (иерархической) включает модифицированную методику «20 определений». Женщинам выдается бумага и перед ними ставится задание объяснить значение слова «инвалид» простыми или сложными словами, определениями из нескольких слов. Так, чтобы каждое определение раскрывало лишь одно свойство инвалида. Участницам исследования необходимо объяснить, что ответы пишутся быстро, располагаются в том порядке, в каком они мысленно возникают. Время выполнения задания не должно превышать пяти минут.

Обработка ответов по методике "20 определений" осуществляется методом контент-анализа. В структуре представлений об инвалиде нуж­но выделить несколько групп характеристик, в базовом варианте ме­тодики включающих девять категорий определений инвалида:

- Конвенциональные, общепринятые характеристики (человек, се­стра, мужчина и т.п.) - условное обозначение "к";

- Телесно-физические характеристики (хилый, слабый, худой и т.п.) - условное обозначение "т";

- Эмоционально-личностные характеристики (грустный, веселый, недоброжелательный и т.п.) - условное обозначение "э";

- Личностно-волевые характеристики (упорный, усидчивый, це­леустремленный и т.п.) - условное обозначение "в";

- Характеристики интеллектуально-творческой сферы личности (любознательный, внимательный и т.п.) - условное обо­значение "и";

- Характеристики особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (жалобщик, агрессивный и т.п.), социальные характеристики - условное обозначение "с";

- Характеристики особенностей поведения личности как субъекта целенаправленной деятельности (труженик, лентяй, аккуратный и т.н.), деятельностные характеристики - условное обозначение "д";

- Характеристики особенностей поведения личности, проявляю­щиеся в деятельности, не связанной с взаимодействием (пассивный, осторожный и т.п.), поведенческие характеристики - услов­ное обозначение "п".

- Метафорические характеристики (ночь, раненный зверь и т.п.) - условное обозначение - "м".

Одну характеристику можно отнести к нескольким (обычно не более чем к трем) категориям, например: упорный труженик – «в», «д».

Исходя из конкретных особенностей исследования, можно допол­нительно формировать и другие категории, например:

- гендерные (маскулинные, фемининные, андрогинные),

- математические,

- материальные и т.д. Характеристикам каждой группы, присваивается своя модальность, позитивная, негативная или амбивалентная (табл 1.). Результаты исследований фиксируются в протоколах (приложения). Форма протокола свободная, но в нем обязательно должны присутствовать дата, организация (предприятие), принадлежность объекта ис­следований той или иной структурной единице (группа, класс, отдел и т.д.), имя объекта (фамилия, имя, отчество), его должность (учащийся, преподаватель, старший кассир и т.д.). В протоколе могут быть зафикси­рованы и другие сведения об объекте, важные для последующей ин­терпретации.После заполнения определений участницами в протоколах, проводится первичная обработка записей. Определяется группа характеристик и ее модальность. Для примера, приведем первую часть бланка первого протокола

Другие статьи:

Спецификация основных целей
Люди обычно имеют цели, которые очень важны для них, но не могут быть полностью осознаны. Психотерапевт должен связать высказываемые стремления и амбиции пациента с лежащей в их основе целью. Пациент, например, может сказать: «На вечеринк ...

Основные психологические признаки труда
Выделим основные психологические признаки труда: 1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата. Способность предвосхищать результат деятельности очень разви­та у человека и не свойственна ему как субъекту труда. Наличие мы ...

Биографический очерк. Основные этапы научной деятельности
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 г. в местечке Кессвил в кантоне Тургау; через полгода семья переехала в Лауфен, а в 1879 г. — в Кляйн-Хюниген, патриархальную деревню. Здесь он ходил вместе с крестьянскими детьми в начальную школу. Се ...