Проведение исследования образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И)

Психология: Статьи и материалы » Исследование образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И) » Проведение исследования образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И)

Начало исследований по методике СОЧ(И) структуры образа человека (иерархической) включает модифицированную методику «20 определений». Женщинам выдается бумага и перед ними ставится задание объяснить значение слова «инвалид» простыми или сложными словами, определениями из нескольких слов. Так, чтобы каждое определение раскрывало лишь одно свойство инвалида. Участницам исследования необходимо объяснить, что ответы пишутся быстро, располагаются в том порядке, в каком они мысленно возникают. Время выполнения задания не должно превышать пяти минут.

Обработка ответов по методике "20 определений" осуществляется методом контент-анализа. В структуре представлений об инвалиде нуж­но выделить несколько групп характеристик, в базовом варианте ме­тодики включающих девять категорий определений инвалида:

- Конвенциональные, общепринятые характеристики (человек, се­стра, мужчина и т.п.) - условное обозначение "к";

- Телесно-физические характеристики (хилый, слабый, худой и т.п.) - условное обозначение "т";

- Эмоционально-личностные характеристики (грустный, веселый, недоброжелательный и т.п.) - условное обозначение "э";

- Личностно-волевые характеристики (упорный, усидчивый, це­леустремленный и т.п.) - условное обозначение "в";

- Характеристики интеллектуально-творческой сферы личности (любознательный, внимательный и т.п.) - условное обо­значение "и";

- Характеристики особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (жалобщик, агрессивный и т.п.), социальные характеристики - условное обозначение "с";

- Характеристики особенностей поведения личности как субъекта целенаправленной деятельности (труженик, лентяй, аккуратный и т.н.), деятельностные характеристики - условное обозначение "д";

- Характеристики особенностей поведения личности, проявляю­щиеся в деятельности, не связанной с взаимодействием (пассивный, осторожный и т.п.), поведенческие характеристики - услов­ное обозначение "п".

- Метафорические характеристики (ночь, раненный зверь и т.п.) - условное обозначение - "м".

Одну характеристику можно отнести к нескольким (обычно не более чем к трем) категориям, например: упорный труженик – «в», «д».

Исходя из конкретных особенностей исследования, можно допол­нительно формировать и другие категории, например:

- гендерные (маскулинные, фемининные, андрогинные),

- математические,

- материальные и т.д. Характеристикам каждой группы, присваивается своя модальность, позитивная, негативная или амбивалентная (табл 1.). Результаты исследований фиксируются в протоколах (приложения). Форма протокола свободная, но в нем обязательно должны присутствовать дата, организация (предприятие), принадлежность объекта ис­следований той или иной структурной единице (группа, класс, отдел и т.д.), имя объекта (фамилия, имя, отчество), его должность (учащийся, преподаватель, старший кассир и т.д.). В протоколе могут быть зафикси­рованы и другие сведения об объекте, важные для последующей ин­терпретации.После заполнения определений участницами в протоколах, проводится первичная обработка записей. Определяется группа характеристик и ее модальность. Для примера, приведем первую часть бланка первого протокола

Другие статьи:

Алгоритм решения проблемы на стадии вербализации.
Шаг № 1. Устанавливаем контакт. Как мы уже выяснили, никакой конфликт не может быть улажен, пока в нем не проявятся истинные мотивы людей, а не их претензии. Честность - вот идеальная основа для улаживания конфликта. Случается, что в ко ...

Философско-психологический анализ проблемы одиночества
Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Человек станови ...

Коммуникационные барьеры, причины их возникновения и классификация
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Ра ...