Рассматривая факторы, влияющие на развивающий потенциал семьи, нельзя обойти молчанием вопрос о характеристиках личности отца и матери, чертах их образа жизни и родительском авторитете. Черты образа жизни и личностные характеристики родителей могут влиять на процесс формирования личности следующим образом:
1. служить непосредственным образцом поведения для ребенка;
2. являются основанием, на котором строится их авторитет, как воспитателей и тем самым повышается эффективность воздействий.
“Семья проявляет заботу не только о произведении на свет потомства, но и о всестороннем его развитии, акцентируя внимание, главным образом, на формирование у него хозяйственно-бытовых умений и нравственности.
Влияние семьи и ее компонентов на развитие и формирование личности имеет сложный, полифункциональный характер. Формирующий потенциал семьи, по мнению ученых (Г.М. Миньковский К.Е. Игошев, А.Г. Харчев и др.) определяется возможностями, условиями осуществления каждой конкретной семьей развивающих функций. Формирующий потенциал зависит от многих обстоятельств: социокультурного статуса семьи; освоения родителями новых социальных ролей; условий и образа жизни семьи; состава семьи, стиля отношений в семье; общей духовной атмосферы; ценностных ориентаций родителей; ценность семьи. Формирующий потенциал семьи в целом определяют как степень ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функций.
В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.
Вместе с тем семейный микроклимат может оказать неоценимую помощь в своевременном достижении этой цели. Приоритет в формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению.
Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста.
Во время пубертата подростки обращают все больше внимания на свой внешний вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою и страха.
Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в нарождающуюся половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных благодаря средствам массовой информации.
Роль средств массовой информации в формировании половых ролей широко исследуется. Ученые считают, что наиболее проблемной областью является изображение женщин в американских телепрограммах и коммерческой рекламе и его влияние на гендерные представления юных девушек. Например, результаты исследования телевизионной рекламы за последние 20 лет показывают, что в рекламе работающие женщины изображаются реже, чем работающие мужчины, зато мужчины все чаще выступают в роли супругов и родителей. Женщин наиболее вероятно увидеть в домашней обстановке, и они чаще рекламируют продукты, используемые в домашнем хозяйстве. Довольно резкие различия касаются дикторов, читающих текст рекламы: несмотря на то, что зрители обоих полов одинаково доверяют мужчинам и женщинам, 90 % таких дикторов являются мужчинами.
Подростки, которые подолгу смотрят телевизор, имеют более стереотипные установки по поводу половых ролей, чем подростки, проводящие меньше времени у телевизора. В течение многих лет количество мужских персонажей постоянно превосходит количество женских персонажей в отношении 3: 1 во взрослых телепрограммах и в отношении 5: 1 в программах для детей. По сравнению с мужскими женские телеперсонажи стареют быстрее и выступают, главным образом, в романтических ролях. Лишь немногие телегероини успешно сочетают замужество и профессиональную деятельность; работающие женские персонажи часто имеют профессии, связанные с низким статусом.
Другие статьи:
Обсуждение результатов исследования
После этого тестирования получились такие результаты: спокойное состояние (18.6%) у студентов в период учебной деятельности доминирует над всеми остальными состояниями. Немного меньше процентов уравновешенного (17.1%) и радостного (16.3%) ...
Методы и методики исследования
В исследовании использовались следующие методы:
1. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко предоставила подробнейшую картину синдрома эмоционального выгорания, с её помощью диагностировались симптомы эмоционального вы ...
Обоснование выборки и
методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов
Важнейшее предназначение любой семьи состоит в создании сферы абсолютной защищенности человека от негативного воздействия различных факторов, снятия с него отрицательной эмоциональной напряженности, вызванной различными не психологическог ...