Особенности личности детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков

Психология: Статьи и материалы » Исследование уровня субъективного контроля » Особенности личности детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков

Страница 2

Ф. Райс (2000) приводит данные, согласно которым существует взаимосвязь между конфликтами в семье и склонностью подростков к совершению правонарушений, а также снижением их школьной успеваемости, низким уровнем профессиональных устремлений. [29, с.28]

У детей алкоголиков часто имеются трудности в школе. Дети алкоголиков часто считают, что они будут неудачниками, даже если у них хорошая академическая успеваемость. Они часто не могут представить себя преуспевающими людьми. Дети алкоголиков более подвержены тому, чтобы пропускать школьные занятия, бросить учёбу, остаться на второй год в том же классе, или получить направление к школьному психологу. Это может быть не связано с их академическими способностями. Скорее всего, детям алкоголиков сложно установить связь с учителями, с другими учащимися, со школой. Они могут испытывать волнение по поводу успеваемости. Или они просто могут опасаться провала. Подлинные причины ещё нужно установить.

У многих детей алкоголиков имеется то, что психологи именуют проблемой социальной отчуждённости. Их отношения с другими людьми являются поверхностными, а число и интенсивность их контактов с другими людьми ограничены. Работая с такой проблемой, необходимо быть особенно чувствительными в вопросах оценки сильных и слабых сторон общения детей алкоголиков с другими людьми. [13, с.28]

Крайне важно помочь детям алкоголиков правильно относиться к родителям. Это то отношение, избежать которого они могут очень редко, вне зависимости от их возраста или от того, покинули ли они дом.

Взаимоотношения с людьми вне семьи могут также создать структуру для выживания ребенка и его роста как личности. Дружба со сверстниками сыграет важную роль в здоровом личном развитии ребёнка. Поэтому следует уделить значительное внимание тому, чтобы помочь детям алкоголиков развить отношения с их сверстниками.

Часто дети алкоголиков не в состоянии видеть собственных достижений отдельно от достижений своего родителя-алкоголика, и они недоумевают, не зная как помочь себе. Однако они могут научиться сдерживать своё личное поведение, достижения и чувства. Необходимо развивать у таких детей чувство самообладания над собственной жизнью, и это будет способствовать развитию личности с правильными и ценными чувствами, качествами и способностями. Другими словами, важно, чтобы дети алкоголиков, подобно другим, развили чувство личной ответственности за многое, что с ними произойдёт. К сожалению, довольно часто дети алкоголиков делают вывод, что их несчастье или счастье - это результат чужого поведения. Довольные или недовольные, они осознают неспособность распоряжаться собственной жизнью. Дети, воспитывающиеся в семьях алкоголиков должны верить в то, что они в состоянии контролировать чувства, вызываемые происходящими в их жизни событиями. Они должны знать, что они в состоянии повлиять на то, что должно произойти. [13]

Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей алкоголиков. Прежде всего, это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез.

Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер. Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков. [12, с.114 -120]

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Локус контроль как особая характеристика личности
Центральным личностным новообразованием подросткового периода является становление нового уровня самосознания, Я-концепции. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формиро ...

Преодоление когнитивного и эмоционального избегания
Хотя пациенты с ИРЛ испытывают различные дисфорические настроения, нежелательно или невозможно просто научить их устранять депрессию и тревогу. Одна из трудностей, которая может препятствовать стандартной когнитивной психотерапии, состоит ...

Взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства
Каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике, то есть в развитии. Поэтому можно сказать, что у него есть прошлое и будущее. Будущее неразрывно связано с нашими стремлениями и целью, тогда как прошлое указывает на характер неполн ...