Адаптация личности подростка в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Подростковый период считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. В возрасте 12 - 14 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Тревожность в подростковом возрасте может стать личностной особенностью. Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни.
На основании полученных данных экспериментальную группу можно характеризовать как имеющую повышенные адаптивные способности. Уровень тревожности в данной группе соответствуют статистической норме.
В результате выявлена взаимосвязь между интегральными показателями социально-психологической адаптации (адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, доминирование, лживость) и показателями тревожности (реактивная и личностная) также выявлены статистически значимые взаимосвязи. Показатели тревожности (реактивная и личностная) статистически значимо взаимосвязаны со следующими интегральными показателями СПА обратной (или отрицательной) корреляцией: адаптация, принятие других, интернальность, доминирование. Система взаимосвязи личностной тревожности отличается от системы взаимосвязей реактивной тревожности и наличием дополнительной статистически значимой обратной (или отрицательной) взаимосвязи с показателем СПА – эмоциональный комфорт.
Установлено:
с повышением реактивной тревожности такие показатели как дезадаптивность, неприятие себя, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость также повышаются, а с понижением реактивной тревожности - понижаются. Также при повышении реактивной тревожности доминирование снижается, а при понижении – способность к доминированию повышается.
Таким образом в данной дипломной работе нам удалось установить, что существует взаимосвязь между социально-психологической адаптацией и тревожностью. Гипотеза о том, что у подростков с высоким уровнем личностной тревожности выражен низкий уровень показателей социально-психологической адаптации, подтвердилась полностью.
Данная тема актуальная и очень интересная. Работа требует дальнейшего исследования социально-психологической адаптации в юношеском возрасте и зрелом.
Другие статьи:
Жизненный цикл семьи как фактор изменения
мотивационно-потребностной сферы супругов
Невозможно уменьшить значение семьи в развитии общества. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив т ...
Самооценка: понятие, уровни, типы, условия формирования
В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого по ...
Виды и формы проявления стресса
Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. ...