Самооценка личностных качеств у мужчин и женщин

Страница 1

Самооценки личностных качеств. Этот вопрос можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, можно сравнивать, какие положительные и отрицательные качества находят у себя мужчины и женщины, т. е. как они представляют свой Я-образ, у кого он полнее, на чем делается акцент при его описании. Во-вторых, кто: мужчины или женщины адекватнее оценивают себя.

Дж. Диксон и Дж. Стрит отмечают, что Я-образ мальчиков по процентному соотношению включенных в него характеристик уступает Я-образу девочек и сопоставим с таковым у девочек, которые моложе мальчиков на 2 года.

С. М. Петрова [31] выявила, что при описании реального Я-образа девушки оценивают свои коммуникативные и нравственные качества выше, чем юноши. В то же время при описании идеального образа человека вообще большую значимость этим качествам приписывают юноши. Творческий потенциал достоверно выше в группе юношей, а духовный потенциал выше у девушек, причем это касается как описания Я-образа, так и образа идеального человека вообще.

При описании своего психологического портрета девушки, согласно данным Н. Н. Киреевой и О. К. Карпухиной, значительно чаще характеризуют свою эмоциональную сферу ("вспыльчивая, отзывчивая, спокойная, веселая, жизнерадостная" и т. д.), в то время как в ответах юношей чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы ("ответственный, волевой, целеустремленный, настойчивый" и т. д.).

По данным В. Н. Князева, при субъективно определяемой значимости различных качеств личности обнаруживаются заметные различия между мужчинами и женщинами. У последних характеристики, в которых проявляется отношение человека к другим людям, на шкале ценностей занимают более высокое место, чем у мужчин. Они для женщин субъективно более значимы. Для мужчин же более значимы объекты, связанные с их работой.

Е. А. Шумилин выявил, что юноши в качестве положительных черт личности называют чаще всего такие, как "верен в дружбе", "не подвожу друзей", "помогаю в беде". У девушек на первом месте стоят чуткость к людям, правдивость, честность, общительность. В. Е. Каган [23] опрашивал школьников 7-10-х классов обоего пола. Мальчики в качестве своих положительных характеристик отметили деятельность, добросовестность, энергичность, отзывчивость, честность, а в качестве отрицательных - непривлекательность, молчаливость, замкнутость, нелюдимость.

Девочки в качестве положительных своих характеристик отметили обаятельность, разговорчивость, открытость, общительность, энергичность, а в качестве отрицательных - безответственность, эгоистичность, черствость, несправедливость, неискренность.

По данным А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева [14], в самоописаниях женщины представляют себя через импульсивно-капризное "хочу" и "не могу", что соответствует женскому варианту инфантильного типа личности - капризного существа с приоритетом желаний и эмоций, либо растерявшегося и беспомощного, нуждающегося в поддержке. Мужчины в видении себя больше ориентируются на "объективные" критерии: стремление следовать установленным социальным нормам, деятельностная вовлеченность, ориентация на успех.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Особенности коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные образы. Чрезвычайно важной задачей обучения оказывается своевременное и правильное соединение полученных ребенком представлений со словом. Соединение того, что ребенок во ...

Современная западная этническая психология
Развитие западной этнической психологии в XX в. обусловили два важнейших фактора: стремление свести все проблемы, касающиеся различных структурных уровней этнических общностей, прежде всего к индивидуально-личностному аспекту и проявление ...

Описание теоретического конструкта
Индивидуальные свойства темперамента могут оказывать существенное влияние на здоровье человека. Первоначально на это указывал еще Гиппократ. В концепции четырех темпераментов как типов высшей нервной деятельности, развитой И.П. Павловым, ...