Самооценка личностных качеств у мужчин и женщин

Страница 1

Самооценки личностных качеств. Этот вопрос можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, можно сравнивать, какие положительные и отрицательные качества находят у себя мужчины и женщины, т. е. как они представляют свой Я-образ, у кого он полнее, на чем делается акцент при его описании. Во-вторых, кто: мужчины или женщины адекватнее оценивают себя.

Дж. Диксон и Дж. Стрит отмечают, что Я-образ мальчиков по процентному соотношению включенных в него характеристик уступает Я-образу девочек и сопоставим с таковым у девочек, которые моложе мальчиков на 2 года.

С. М. Петрова [31] выявила, что при описании реального Я-образа девушки оценивают свои коммуникативные и нравственные качества выше, чем юноши. В то же время при описании идеального образа человека вообще большую значимость этим качествам приписывают юноши. Творческий потенциал достоверно выше в группе юношей, а духовный потенциал выше у девушек, причем это касается как описания Я-образа, так и образа идеального человека вообще.

При описании своего психологического портрета девушки, согласно данным Н. Н. Киреевой и О. К. Карпухиной, значительно чаще характеризуют свою эмоциональную сферу ("вспыльчивая, отзывчивая, спокойная, веселая, жизнерадостная" и т. д.), в то время как в ответах юношей чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы ("ответственный, волевой, целеустремленный, настойчивый" и т. д.).

По данным В. Н. Князева, при субъективно определяемой значимости различных качеств личности обнаруживаются заметные различия между мужчинами и женщинами. У последних характеристики, в которых проявляется отношение человека к другим людям, на шкале ценностей занимают более высокое место, чем у мужчин. Они для женщин субъективно более значимы. Для мужчин же более значимы объекты, связанные с их работой.

Е. А. Шумилин выявил, что юноши в качестве положительных черт личности называют чаще всего такие, как "верен в дружбе", "не подвожу друзей", "помогаю в беде". У девушек на первом месте стоят чуткость к людям, правдивость, честность, общительность. В. Е. Каган [23] опрашивал школьников 7-10-х классов обоего пола. Мальчики в качестве своих положительных характеристик отметили деятельность, добросовестность, энергичность, отзывчивость, честность, а в качестве отрицательных - непривлекательность, молчаливость, замкнутость, нелюдимость.

Девочки в качестве положительных своих характеристик отметили обаятельность, разговорчивость, открытость, общительность, энергичность, а в качестве отрицательных - безответственность, эгоистичность, черствость, несправедливость, неискренность.

По данным А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева [14], в самоописаниях женщины представляют себя через импульсивно-капризное "хочу" и "не могу", что соответствует женскому варианту инфантильного типа личности - капризного существа с приоритетом желаний и эмоций, либо растерявшегося и беспомощного, нуждающегося в поддержке. Мужчины в видении себя больше ориентируются на "объективные" критерии: стремление следовать установленным социальным нормам, деятельностная вовлеченность, ориентация на успех.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Понятие конфликтной ситуации
Жизненные ситуации, в которых оказываются люди, чрезвычайно разнообразны. Обстоятельства жизни отдельного человека или целой социальной группы могут быть скоротечными, преходящими или, напротив, длительными застойными. Они могут характери ...

Научное раскрытие понятия «сетевой маркетинг»
Сетевой маркетинг, его также называют многоуровневый маркетинг или MLM (multi level marketing) – это способ продаж, главное отличие которого от традиционных форм торговли заключается в том, что продукция доносится до потребителей их же се ...

Значение конструирования как средства коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
В психолого-педагогической литературе конструирование относится к продуктивным видам деятельности. Конструирование как вид продуктивной деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталоно ...