Изучение теоретического и практического материала по проблемам стресса, а также проведенное исследование, позволяет сделать следующие выводы.
Согласно классическому описанию, предложенному Гансом Селье, стресс является самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, представляющий собой по сути одно из эмоциональных состояний. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
В большинстве литературных источников авторы подразделяют стресс на физиологический и психологический, последний, в свою очередь, - на стресс информационный и эмоциональный. Психологический стресс может проявляться в форме изменений поведенческих, интеллектуальных, эмоциональный и физиологических реакций человека, между которыми существуют тесные объективные взаимосвязи.
В последние десятилетия активизировались исследования в области профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что профессиональное пространство в процессе глобализации подвергается воздействию широкого спектра социально-экономических и технологических изменений, которые имеют для субъектов труда и его профессиональной деятельности огромные последствия, требующие нового уровня адаптации. Перегрузка человека работой, переизбыток или отсутствие информации, недостаточно четкое законодательно-инструктивное руководство его профессиональной деятельностью, неадекватное поведение коллег и даже длительная, выматывающая дорога на службу приводит к многообразному феномену, получившему название "профессиональный стресс".
Специалисты в области профессионального стресса выделяют в качестве главных источников: режим трудовой деятельности; роль работника в организации; коммуникативные факторы; трудности построение карьеры; внеорганизационные источники стрессов. Все факторы, вызывающие производственный стресс можно условно поделить на объективные и субъективные. Большое влияние на уровень стресса оказывают личностные особенности человека.
Проведенный нами анализ стрессов в профессиональном пространстве субъектов труда показал, что в отличие от известных и достаточно изученных профессиональных стрессов, возникающих у субъекта труда в процессе выполнения напряженной и ответственной работы, или в ситуациях, угрожающих жизни, которые действуют преимущественно во время выполнения деятельности и осознаются субъектом, психосоциальные факторы воздействуют на человека постоянно, как в рабочее, так и во внерабочее время и, присущи даже "обычным" профессиям.
Причины производственных стрессов для различных видов профессиональной деятельности составляют свой специфический комплекс. Выдвинутое в качестве гипотезы предположение о том, что для работников коммерческих организаций причинами производственных стрессов в большей степени являются субъективные факторы, а для работников бюджетной сферы – объективные факторы, нашли подтверждение в результатах проведенного тестирования.
Другие статьи:
Шкала темперамента
Висцеротония Соматотония Церебротония
1. Расслабленность в позе и движениях* Уверенность в позе и движениях* Сдержанность в позе и движениях, скованность*
2. Любовь к физическому комфорту* Любовь к физическому приключению* Физиологическ ...
Становление ассоциативной психологии
В XVIII в. английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли. Дж. Беркли (1685— 1753) был непосредственным последователем Локка и шел от сенсуализма к субъективному идеализму. для психологии ...
Пространственные компоненты музыкального восприятия и
творческое воображение слушателя.
Пространственные ощущения, представления и аналогии, возникающие при восприятии музыки, кажутся нам вполне естественными. Таким образом, комплекс пространственных представлений, связанных с музыкой, занимает огромную область от смутных до ...