Проблемы оценки персонала

С проблемой оценивания сталкивается большое число исследователей как в практической деятельности, так и в научной работе. Существует множество задач, непосредственно связанных с оцениванием. Понятие фигурирует в литературе по экономике, планированию, статистике, социологии и др. Задачи, решение которых напрямую связано с проблемой оценивания: аттестация руководителей, оценка качества продукции, оценка участников соревнований и конкурсов, выявление профессионально важных качеств, оценка знаний учащихся и абитуриентов, классификация и категоризация профессий и т.д. Под оценкой (оцениванием) в психологии понимается психический процесс отражения объект-объектных, субъект-объектных и субъект-субъектных отношений превосходства и предпочтения, который осуществляется в ходе произвольного и непроизвольного сравнения предмета оценки и оценочного основания. Оценочное основание представляет собой упорядоченную по принципу превосходства или предпочтения совокупность представлений о соответствующем классе однородных объектов или разнородных предметов одной потребности. Итогом оценочного процесса является оценка-результат, который может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением или закономерным изменением взаимодействия со средой, осознаваемым как оценка лишь вторично. Мы принимаем данную теорию как базу для дальнейшей работы, т.к. она на наш взгляд соответствует основным требованиям научности. Заданная в этой теории система позволяет нам вычленять отдельные элементы для анализа процесса оценивания с целью повышения достоверности оценки как результата. Теория не проработана в практических аспектах деятельности. Задача этой статьи заземлить теорию и обозначить основные параметры, влияющие на точность оценки персонала организаций с точки зрения психологии оценщика и возможности их преодоления. В психологии проблема оценивания непосредственно связана с использованием метода экспертных оценок, особенно в случаях, когда мнение экспертов - единственный источник информации и на его результатах строится научное исследование. Объектом измерения этой системы может быть все, что угодно, в том числе и психологические качества личности. При этом, неучет особенностей этой измерительной системы может привести к грубым ошибкам и искажениям, что зачастую и происходит. Мы рассмотрим, как это происходит на примере оценки персонала организации. Под оценкой персонала имеется в виду система, которая позволяет измерить результаты работы и уровень профессиональной компетентности сотрудников, а также их потенциала в разрезе стратегических задач компании. Мы не будем рассматривать в нашей статье оценку объективных производственных показателей: количество произведенной продукции за единицу времени, количество прогулов, количество брака в произведенной продукции. Т.к. вопрос точности здесь не стоит. Рассмотрим один из полюсов – экспертные оценки. Точность экспертных оценок зависит личностных характеристик оценщика, и соответственно их можно корректировать, через осознание ошибок и дальнейшей осознанной работы с ними. Среди факторов, которые можно отнести к ошибкам, в современной литературе можно встретить следующие: ошибка центральной тенденции; ошибка снисходительности/высокой требовательности; эффект ореола; ошибка неверной выборки (контраста); стереотипизация; ошибки атрибуции; социальная аттракция. Это основные факторы, влияющие на искажение оценки, и все они основаны на личностных особенностях оценивающего. Наша задача состоит в том, чтобы понять каким образом их нивелировать наилучшим образом, т.е. достигать по возможности полного исключения влияния этих факторов на оценочное суждение в процессе экспертной оценки. Проблема состоит в том, что сложно измерить точность оценки – на сегодняшний день не существует подобных инструментов. Мы придерживаемся гипотезы, что наиболее адекватным инструментом работы с данной группой факторов будет являться социально психологический тренинг. На сегодняшний день существуют программы подготовки наблюдателей ассессмент-центров, которые могут содержать подобные элементы работы с факторами. Но они, как правило, коротки по формату и не могут работать с этими эффектами глобально. Результат подобных обучающих программ также не поддается измерению. Что касается другого полюса – поведенческих заякоренных шкал, то здесь работа по повышению точности должна проходить по-другому. Сам по себе инструмент очень точен, потому что в основе лежит очень четкое оценочное основание, с которым легко соотнести реальные действия объекта оценки. В этом аспекте, грамотно построенные шкалы достаточно объективны. Но здесь появляется другой аспект – как построить точную шкалу. Вся работа по повышению точности этого инструмента должна быть проведена на всех этапах его создания. Важность этого тезиса подчеркивают А. Стадник и М. Спенсер в своих работах. И здесь, работа заключается в соблюдении всех процедур апробации и корректировки разрабатываемых шкал. Нас больше интересует работа с экспертными оценками, т.к. поведенческие шкалы достаточно трудоемки и их внедрение не всегда обусловлено. Хорошая экспертная оценка может выступать мощным инструментом для оценки персонала и как следствие повышения эффективности организаций. В современных теориях плохо остается проработанным аспект измерения точности оценок, отсутствуют какие-либо методики для измерения точности. В связи с этим сложным представляется оценка результатов обучения безошибочному экспертному оцениванию. Эти сложности мы планируем преодолеть в нашей дальнейшей работе.

Другие статьи:

Личностные конструкты: модели для действительности
Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт – это сам термин конструкт. Келли определил «понятийные системы, или модели» как личностные ...

Возникновение речи и языка
Для успешного выполнения действия необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов, и познание «объективных устойчивых свойств» этих пре ...

Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России.
По словам современника, "совершившийся в России социальный переворот (Октябрьская революция 1917) должен был повлечь за собой соответствующий переворот в области научной мысли". В новых социально-экономических условиях и в ответ ...