Конфликт на работе

Психология: Статьи и материалы » Конфликт на работе

Счастлив тот человек, который не испытывает ужасного чувства загнанности при одной только мысли о предстоящем рабочем дне. Некоторые люди теряют аппетит и сон, перестают получать радость от любимого дела. И причиной тому напряжение на работе.

Такое чувство недавно посетило и меня. Я мечтала работать по специальности, получать профессиональный опыт параллельно учебе в институте. И такая возможность, по воле Бога, представилась в 2004 году – меня взяли психологом в среднюю школу.

Этот учебный год пролетел, как одно мгновение. Я была счастлива. Не могла огорчить меня даже неприлично маленькая зарплата, ведь все компенсировала сама работа. Я, наверное, сама бы приплачивала – такое это было удовольствие: горящие доверчивые глаза детей, совсем крошечных и выше меня ростом, их эмоциональный отклик на любой мой поступок, на слово или взгляд. Улыбки учителей. Благодарность родителей за то, что не отказала, успокоила, объяснила, поддержала. Я чувствовала какую-то власть. Похожую на волшебство. И все получалось, и было легко.

С такой высоты падение кажется ошеломительным. Сменилось начальство. Директором стала протеже мэра. Как ни странно, от нее веяло судорожной неуверенностью. И началось! Я уже не видела лиц – так погрязла в бумажках. Что бы я ни делала, сколько бы не работала – все не ценилось. Не глядя, меня снисходительно называли «молодым сотрудником» и недоверчиво относились ко всем продуктам моей работы. Нет, я не считаю себя первоклассным специалистом. Но я все делаю, чтобы когда-нибудь им стать. И критику с радостью принимаю, но по существу.

Дальше – хуже. На меня свалились нелепые требования, странные задания, сути которой я не осмыслила до сих пор, откровенные «подставы» и, конечно, сопровождающий все это ворох документации.

Я довольно долго видела эту проблему с описанного мной ракурса. По счастливой случайности, мне открылась и другая сторона моих напастей. Нет дыма без огня. И этот случай не был исключением. В нашей школе есть ЗАВУЧ. Не сложилась ее личная жизнь. Муж, бывший ученик, не оправдал надежд. Склоки, дисгармония. А потом что-то случилось, и он умер. Остался сын. Учится уже в 9-м классе. И тоже радоваться особенно не чему. И не удивительно – характер у его мамы волевой, как у катка, - что угодно в лепешку превращает. Ученики ее тоже терпеть не могут. Ведь она агрессивна, громкоголосна (в смысле, орет не по делу), а, бывает, до слащавости прикидывается добродушной, представляя просто книжный пример реактивного формирования.

И у нас с ней, в общем, не было по-началу проблем. Со мной она всегда была приторно мила. Но, впрочем, ее раздражало, что ко мне на переменах сбегались дети так, что в кабинете не оставалось воздуха, на праздниках они признавались в любви, дарили шоколадки, на каждом углу рассказывали, что я – их любимый учитель. Не выносила она и того, что, за редким исключением, в конфликтных ситуациях я принимала сторону детей, договаривалась даже с милицией. И мужем своим я горжусь, и сына обожаю – словом, счастливая. А последней каплей был мой отказ сгонять ей за булочками.

Так она и приступила к вымыванию почвы у меня из-под ног. То и дело я оказывалась в глазах директора некомпетентной: то не раскрою на педсовете «Мотивация учебной деятельности» учебную деятельность педагогов и родителей, то порекомендую слабым ученикам решение проблемных задач (оказывается, эти задачи можно предлагать только одаренным), то найду тревожность у ребенка с девиантным поведением – тоже невозможное явление, то просто оденусь не соответственно вкусу администрации.

Я знаю, есть много мирных способов разрешения конфликтов. Но они хороши, когда оба участника заинтересованы в мирном разрешении. В моем же случае меня хотели довести до профессионального самоубийства (увольнения) или до коленопреклонения. На компромисс она бы не пошла. Потому я нашла другой способ. Я стала играть по ее правилам. Я завалила директора и ГОРОНО отчетами, методическими наработками, конструктивными идеями. Почти каждую неделю я проводила тренинги и семинары, посещала по любому поводу все школьные и городские мероприятия, выступала на ГМО, педсоветах, родительских собраниях и классных часах. Спасибо компьютеру – количество диагностических работ в отчете стало феноменальным. Я записывала в журнал учета консультаций каждый свой разговор в стенах школы. Я даже провела не слишком удачно с точки зрения норм, зато впечатляюще со стороны отклика детей, открытое занятие с дошкольниками. Начальство из ГОРОНО сказало директору, что они возлагают на меня большие надежды, как на специалиста в будущем, и благоволят уже сейчас.

В результате, директор стала относиться ко мне лояльнее, уважительнее, доброжелательнее. ЗАВУЧ старается меньше со мною встречаться, плохо владеет собой, раздражается, пытаясь скрыть эмоции за скрипящей улыбкой, когда видит опять мой кабинет до натуги заполненный детворой. Да, конфликт не разрешился. Но я почувствовала себя отомщенной, ко мне вернулась уверенность, хорошее настроение и удовольствие от того, чем я занимаюсь. И пусть зарплата копеечная, а я работаю до седьмого пота – не это главное. Важно быть на своем месте и видеть результат своего труда; не в деньгах, не на бумаге, а во вздохах облегчения родителей, в расслабленных улыбках насупившихся от нотаций и непонимания детей.

Конфликт – дитя противоречий.

Конфликты являются частью повседневной жизни. Каждый день средства массовой информации сообщают о различных конфликтах. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.

Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. Более того, по словам известного специалиста в области переговоров Р.Фишера, чем более разнообразным становится мир, тем с большим числом ситуаций противоречий в интересах приходится сталкиваться.

Другой американский исследователь М.Дойч подчеркивал, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, ведет к его развитию, стимулирует поиск решения проблем, и т.д. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит дело до насилия.

Из сказанного следует, что конфликты имеют не только отрицательные функции, связанные с опасностью их разрастания, переходом к насильственным формам разрешения и т.п., но и положительные. Используя известное высказывание, можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому "общество без конфликтов это мертвое общество".

Другие статьи:

Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху
В условиях системы общественного призрения, существовавшей в России с X в. (в 996 г.В. Мономах издает указ о призрении убогих и неимущих), специального и систематического обучения, в том числе и духовного воспитания, глухонемых детей не п ...

Возбудимые личности.
Весьма существенны черты характера, вырабатывающиеся в связи с недостаточностью управляемости. Они выражаются в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих посту ...

Преодоление когнитивного и эмоционального избегания
Хотя пациенты с ИРЛ испытывают различные дисфорические настроения, нежелательно или невозможно просто научить их устранять депрессию и тревогу. Одна из трудностей, которая может препятствовать стандартной когнитивной психотерапии, состоит ...