Классификация неврозов: формы, течение, терапия, прогноз

Психология: Статьи и материалы » Классификация неврозов: формы, течение, терапия, прогноз

В конце XIX века психология стала постепенно утрачивать характер умозрительной науки, в её исследования вносят методы естествознания. Экспериментальные методы В.Вундта и его учеников проникли психологические клиники. Экспериментально-психологические лаборатории были открыты и в России – лаборатория В.М.Бехтерева в Казани (1885), С.С.Корсакова в Москве (1886), затем лаборатории В.Ф.Чижа в Юрьеве, И.А.Сикорского в Киеве и др.

Уже на рубеже нашего века некоторые учёные говорят о возникновении новой отрасли психологической науки. Так, В.М.Бехтерев пишет в 1904 году: «Новейшие успехи психиатрии, обязанные в значительной степени клиническому изучению психических расстройств у постели больного, послужили основой особого отдела знаний, известного под названием патологической психологии, которая уже привела к разрешению весьма многих психологических проблем и от которой, без сомнения, ещё большего в этом отношении можно ожидать в будущем».

Расстройства психики рассматривались как эксперимент природы, причём затрагивающий большей частью ложные психологические явления, к которым экспериментальная психология ещё не имела подхода. Принятый в школе В.М.Бехтерева принцип качественного анализа нарушений психологической деятельности стал традицией отечественной психологии В.М Бехтеревым, С,Д.Владычко, В.Я.Анфимовым и другими представителями школы было разработано множество методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных, некоторые из которых вошли в число наиболее употребляемых в советской патопсихологии.

Видную роль в определении направления отечественной экспериментальной психологии сыграл ученик Бехтерева А.Ф.Лазурский, организатор собственной психологической школы. Л.С.Выготский писал, что Лазурский относится к тем исследователям, которые были на пути превращения психологии эмпирической в научную. А.Ф.Лазурский был новатором в экспериментальной-методической области: он раздвинул границы эксперимента в психологии, применяя его в обычных условиях повседневной жизни, и сделал предметом экспериментального исследования конкретные формы деятельности и сложные проявления личности. Естественный эксперимент, разработанный А.Ф.Лазурским, вначале для педагогической психологии, был внедрён в клинику. В клинике «естественный эксперимент» применялся в ходе организации досуга больных, их занятий и развлечений – со специальной целью давались счётные задачи, ребусы, загадки, задания по восполнению пропущенных букв и слогов в тексте.

Вторым центром, в котором развивалась клиническая психология, была психиатрическая клиника С.С.Корсакова в Москве. В этой клинике была организована с 1886 г. вторая в России психологическая лаборатория, которой заведовал А.А.Токарский. Как и все представители прогрессивных направлений в психиатрии, С.С.Корсаков придерживался того мнения, что знание основ психологической науки даёт возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека. Не случайно он начинал чтение курса психиатрии с изложения основ психологии.

Большую роль в становлении патопсихологии как определённой области знаний сыграли идеи о предметной деятельности выдающегося советского психолога Л.С.Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А.Н.Леонтьевым, А,Р,Лурия, П.Я.Гальпериным, Л,И.Божович, А.В.Запорожцем и др.

Выготский высказал положения, что 1) мозг человека располагает иными принципами организации функций, нежели мозг животного; 2) развитие высших психических функций не предопределено одной лишь морфологической структурой мозга; психические процессы не возникают в результате одного лишь созревания мозговых структур, они формируются прижизненно в результате обучения, воспитания, общения и присвоения опыта человечества; 3) поражение одних и тех же зон коры имеет разное значение на разных этапах психического развития. Эти положения во многом определили путь патопсихологических и нейропсихологических исследований.

Изменяя психическую деятельность человека, болезнь приводит к различным формам патологии личностных особенностей. В психиатрической литературе имеются исключительные по яркости и правдивости описания нарушения личности, характерные для различных заболеваний и состояний. Однако анализ этих нарушений проводится в основном в терминах житейской либо устаревшей эмпирической психологии. Поэтому исследование личностных сдвигов в понятиях современной материалистической психологии является в настоящее время одной из наиболее перспективных задач. Эти исследования нужны не только психиатрической практике, они полезны и для разрешения теоретических вопросов психологии личности.

В настоящее время широко проводятся исследования изменений иерархического построения мотивов, их смыслообразующей функции; исследуется так называемая внутренняя картина болезни при разных психических заболеваниях. Используя теорию установки Д.Н.Узнадзе, ряд психологов и психиатров Грузии изучают нарушения установки при различных формах психических заболеваний. Все эти исследования позволяют подойти к изучению поставленного в своё время Л,С,Выготским вопроса о соотношении развития и распада психики, вопроса, имеющего методологическое значение.

Участие психологов становится сейчас не только необходимым, но часто ведущим фактором как в восстановительной работе, так и в области профилактики психических заболеваний.

Другие статьи:

Характеристика методов исследования
Личностно-психологические исследования посвящены, скорее, психологическим механизмам формирования удовлетворенности жизнью, которая очевидно зависит от того, как развиваются и взаимодействуют между собой смысловые структуры сознания челов ...

Виды и формы проявления стресса
Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. ...

Методы преодоления конфликтов
Исследования по­казали, что любой конфликт в организации может быть быстро раз­решен, если менеджеру известны соответствующие методы. Но при этом менеджер обязательно должен рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональны ...